О доверии школьному психологу

Как установить доверительный контакт

Просить совета – есть величайшее доверие, какое один человек может оказать другому.

Д. Боккаччо

 

Доверие выражается в отношении к человеку и его действиям, оно основывается на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности. На чем же основывается доверие к школьному психологу?

Мы провели опрос, в котором приняли участие учащиеся и родители города Лисаковска. В описании качеств, которыми должен обладать психолог в школе родители и учащиеся сошлись во мнении. Они называли следующие качества: понимающий, ответственный, добрый, отзывчивый, открытый, компетентный, справедливый, честный, умеющий совладать с собой, вежливый, чуткий, сохраняющий конфиденциальность, знающий способы выхода из различных ситуаций.Родители также отметили важность наличия опыта, в том числе жизненного, способности держать данное слово, о необходимости вовремя сигнализировать о проблемах ребенка. Учащиеся выделили следующие характеристики: улыбчивость, ненавязчивость, умение понять, выслушать без критики, знание и понимание того, как видят мир подростки, умение объяснить решение трудного вопроса, им также важно, чтобы их переживания и проблемы не обесценивали. Большинство опрошенных участников не обращались к школьному психологу. Наиболее распространенной причиной является отсутствие повода. Среди других причин отмечаются предпочтение решать проблем «не вынося сор из избы», опираясь на себя, членов семьи или друзей, далее отсутствие доверия, мнение о том, что психолог не сможет помочь, чувство стыда, некоторые отметили, что не знают ответа на данный вопрос. Несмотря на небольшой процент обращавшихся к психологу, многие согласны с тем, что психолог заинтересован в том, чтобы помочь, учит важным жизненным навыкам, а также согласны с тем, что обращение к психологу может помочь справиться с трудностями до того, как они станут более серьезными.Высокий процент из числа обращавшихся к психологу отмечают положительную динамику изменений.

В случае возникновения трудной ситуации многие из учащихся предпочитают обращаться к кому-то из членов семьи, остальные решают проблемы самостоятельно, либо обращаются к друзьям, книгам, Интернет источникам, реже к классному руководителю, школьному или частному психологу. Конечно, выбор зависит и от характера проблемы. К тому же учащиеся не всегда знают, с какими вопросами можно обратиться к психологу. Среди родителей распределение ответов схожее, отличие в том, что самым распространенным ответом является самостоятельное решение трудных ситуаций, что вполне обоснованно.Так как больше всего дети доверяют своей семье, имеет смысл предоставить родителям необходимые знания и инструменты по оказанию психологической поддержки, которые дополнят имеющийся у них опыт, а также оказывать им поддержку.

Также мы поинтересовались, с каким вопросом родители и учащиеся обратились бы к школьному психологу. Ответы можно обобщить по категориям: регуляция эмоций, адаптация, выстраивание взаимоотношений с окружающими, самоопределение, самоотношение, самореализация, подготовка к взрослой жизни, навыки решения трудных ситуаций. Наиболее удобной формой взаимодействия со школьным психологом является классный час, индивидуальная консультация, родительское собрание, тренинг, формат «вопрос-ответ» через социальные сети, ящик доверия, психологический кружок.

Как правило, доверие растет по мере усиления близости и степени знакомства с человеком. Чтобы довериться, человеку важно узнать другого человека, проверить, соответствует ли он его критериям доверия. Образ психолога, в том числе школьного, формируется не только из личного опыта, он формируется также из рассказов других людей, просмотра фильмов, чтения статей, постов в Интернете. Поэтому школьному психологу важно выстраивать доверительные отношения с учащимися и родителями, дать им возможность узнать себя как человека, как специалиста. Это возможно через проведение психологических пятиминуток, уроков психологии для учащихся, вебинаров для родителей, совместных тренингов для родителей и детей, ведение страницы школьного психолога в Instagram, общение с учащимися на перемене, обмен взглядами, наблюдение, и, конечно, развитие в себе тех качеств, которые отметили как важные для психолога родители и ученики. Особенно важен личный пример, ведь люди тянутся к тем, кто привлекает как личность, вызывает уважение и интерес.

Задача психолога не столько в том, чтобы решать проблемы, сколько в том, чтобы, оказывать учащимся поддержку, дать им ощущение, что их слышат и понимают, принимают, закрепить в них чувство собственной ценности и уникальности. Важно дать учащимся знания о правилах безопасности и научить их применять, научить наших детей справляться с различными эмоциональными состояниями, решать конфликты, дружить, сотрудничать, развивать волю и самодисциплину, внутреннюю опору, жизнестойкость, критическое мышление, развивать способность выстраивать эмоциональную близость в отношениях с людьми, выстраивать личные границы, и другие жизненно важные навыки и качества. Все это возможно во взаимодействии педагогов, психолога, родителей. У нас у всех общая цель – благополучие детей.

 

Александра МОНЬКО,

партнер ОФ «НОЦ «Synergy»