О насущном

Вопросы – коммунальные, ответы – небанальные

Повышения тарифов на услуги ПХО «Лисаковскгоркоммунэнерго» в 2019 году в Лисаковске не будет. Об этом на встрече с населением заявил руководитель Департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан по Костанайской области Малик Мадияров.

Малик  Мадияров ездит по регионам Костанайской области, встречается с населением, выслушивает их жалобы и претензии. Побывал он и в Лисаковске. Хотя «население» на этой встрече представляли только руководители КСП, журналисты и работники ГКП ПХО «Лисаковскгоркоммунэнерго». Видимо, причина в том, что объявление о предстоящей встрече прошло лишь по лисаковскому телевидению.

Малик Мадияров отметил: жалоб из Лисаковска в Департамент Комитета по регулированию естественных монополий поступает немного. Но одна все-таки есть и сейчас изучается: житель города пожаловался на постоянный рост тарифов, на то, что не снимаются показания счетчиков на тепло, и попросил провести комплексную проверку ГКП ПХО «Лисаковскгоркоммунэнерго».

После этого Малик Мадияров и сделал свое заявление о том, что повышения тарифов не будет. В Лисаковске они утверждаются на 5 лет, и по плану в следующем году некоторое их повышение предполагалось. Но предприятию удалось изыскать внутренние резервы. Хотя, как прозвучало чуть позже из уст генерального директора ГКП ПХО «Лисаковскгоркоммунэнерго» Жениса Махамбетова, предприятию, возможно, придется сократить расходы на капитальные ремонты.

По словам Малика  Мадиярова, в Казахстане планируется снижение цен на стратегические товары: уголь, газ, электроэнергию. И после этого возможно даже снижение тарифов.

Затем он попросил задавать вопросы. Поначалу в зале отмалчивались, так что Малик  Мадияров даже удивился: «Вопросов нет? Никогда такого не было!»

И вопросы появились. Самый первый: «Почему в Лисаковске самые высокие тарифы в области? В Рудном и поселке Качар они значительно ниже».

Руководитель Департамента Комитета по регулированию естественных монополий с этим не согласился. По его словам, самые высокие тарифы в Житикаре.

Но он объяснил: нужно учитывать особенности города. Когда строились Лисаковск и Житикара, рассчитывали, что здесь будет жить людей больше, чем живет сейчас. Например, Житикара рассчитана на 100 тысяч населения. Похожая ситуация и в Лисаковске. Потому и котельные строились большей мощности. Объемы же не растут, но, напротив, с учетом применения новых технологий по теплосбережению, падают. Так, лисаковская котельная загружена лишь на 30%, котельная поселка Октябрьского – на 5%. А затраты остаются прежними. Из всего этого и складывается тариф.

Посетовал Малик Мадияров и на то, что в некоторых городах области жители отрезают батареи в своих квартирах и отказываются платить за отопление: ведь его они якобы не получают. Хотя на самом деле пользуются этой услугой, пусть и не в прежних объемах – тепло поступает из соседних квартир. Поэтому если человек живет в обществе, то и должен соблюдать общие правила.

«В Лисаковске, правда, такого не было», – сказал руководитель Департамента Комитета по регулированию естественных монополий.

Но заместитель акима города Алмас Султанов его поправил: было. Году так в 2014 году один предприниматель тоже отрезал батареи в своем магазине и не хотел платить за отопление…

Сказал Малик  Мадияров и о тепловых счетчиках. Поначалу, когда люди их только начали устанавливать, и действовал стимулирующий тариф, многие почувствовали выгоду таких счетчиков. Но теперь счетчиков установлено много – и выгода уже не столь заметна. Порой по счетчику приходится платить даже больше, чем по нормативам.

Он подчеркнул: приборы учета – это не панацея от высокого тарифа, они всего лишь показывают реальные затраты. А чтобы затраты действительно снизить, лучше устанавливать приборы, которые автоматически регулируют температуру в квартирах…

Задал вопрос и я: «Общественный совет Костанайской области утвердил новую норму потребления газа: 16,6 кубов на человека вместо 10,6. Не многовато ли? Практика показывает, что семья из двух человек потребляет в месяц 2-3 куба в месяц».

«Согласен, – ответил Малик Мадияров. – Мы эту норму не согласовали, хотя нашего согласия и не требуется. Я не знаю, чем они эту норму мотивировали. Но, наверное, этот вопрос надо задавать представительным органам. А мы были против».

Прозвучал вопрос по горячей воде, которая летом в некоторых квартирах на самом деле холодная. А платят люди за нее, как за горячую.

Как пояснил Малик Мадияров, в Житикаре, когда начинается подача горячей воды, тоже возникает подобный вопрос. Но там речь идет о качестве этой воды. И коммунальное предприятие, подавая воду, целый месяц не взимает за нее оплату.

Проблема же в Лисаковске возникает потому, что в летний период нет циркуляции воды, отчего больше всего и страдают люди, проживающие в «кольцевых» домах.

Но генеральный директор ГКП ПХО «Лисаковскгоркоммунэнерго» Женис Махамбетов уточнил: «Мы не приостанавливаем подачу горячей воды. Начисление ГВС идет по приборам учета. И в тех домах, где установлены приборы учета тепла, люди платят с учетом реальной температуры воды».

А заместитель начальника «Энергосбыта» Валентина Ким добавила: если приборов учета нет, то жители платят по общему тарифу. Средняя температура воды должна быть 60 градусов, но в некоторых домах летом она действительно ниже. Однако зимой эта температура достигает 80 градусов, а тариф остается усредненным, его не повышают.

Тем не менее Женис Махамбетов пообещал: необходимые мероприятия в «кольцевых» домах проводятся и будут проводиться, а потому ситуация должна улучшиться.

Управляющий КСП «(Дружба) Достык» Евгений Горбенко поинтересовался: «ГКП ПХО «Лисаковскгоркоммунэнерго» выдает жителям предписания на поверку или замену счетчиков электроэнергии. Может ли ПХО взять эту работу на себя, а потом решать с жителями вопрос по оплате?»

Женис Махамбетов ответил однозначно: нет. Для этого у предприятия нет свободных средств. Предприятие готово выполнить работу, но только за счет потребителя.

Валентина Ким спросила: раньше применялся двухставочный тариф на электроэнергию, когда днем она стоила дороже, а ночью дешевле. Некоторые предприниматели даже приобрели специальные счетчики, чтобы экономить деньги. Но этот тариф отменили. Нельзя ли снова к нему вернуться?

И Малик Мадияров ответил: этот тариф применялся, чтобы стимулировать предприятия работать в ночное время. В Европе действует такая система и дает хорошие результаты. Но у нас «не пошло». Работодатели решили, что больше потеряют на доплате своим сотрудникам за работу в ночное время. Зато многие приобрели электрические котлы и стали отапливать помещения только в ночное время. Подобный бум, например, случился в Астане. В итоге никакого экономического эффекта от двухставочного тарифа получить не удалось, а потому и пришлось правительству Казахстана от него отказаться.

Вопрос от управляющего КСП-4 Виталия Иванова: «ГКП ПХО «Лисаковскгоркоммунэнерго» перестало откачивать септики. Нельзя ли, чтобы оно снова взялось за эту работу?»

«Данный вид деятельности у нас отменен. Но имеются индивидуальные предприниматели, которые занимаются этой работой. Таковых, как минимум, двое: есть и в Лисаковске, и в Октябрьском», – сказал Женис Махамбетов.

«По сути, высвободился целый рынок, на котором, ГКП, извините, лежало, как собака на сене: и само толком не зарабатывало, и не давало зарабатывать другим. Мы пришли к этим изменениям, потому что были предложения от частного сектора», – сказал и Малик Мадияров.

«Но до этих ИП не дозвонишься, а у ПХО работа была отлажена», – настаивал Виталий Иванов.

Но, по мнению Малика Мадиярова, этот болезненный вопрос перехода со временем будет урегулирован.

«Мы каждый год по крупицам отбираем такую работу у монополистов», – пояснил он.

На этой ноте встреча руководителя Департамента Комитета по регулированию естественных монополий с населением и завершилась…

 Олег ПОЛИВОДА