Один обладатель звания «Лучший учитель года» работает в школе-лицее…

Учитель, держащий себя в тонусе

Виктора Прахнау я знаю сто лет. Мы с ним из одного совхоза.

С его старшим братом я сидел за одной партой. Потом учил его младшую сестру. А с самим Виктором Ивановичем в одной школе мы не только учились, но и работали. Правда, не одновременно: когда в 1994 году он после окончания Костанайского педагогического университета пришел в свою родную школу учителем, я из нее уже уволился и уехал в Лисаковск. И Виктор Иванович стал классным руководителем моего бывшего класса.

Но и Виктор Прахнау в родной школе проработал лишь три года: зарплаты не было месяцами, совхоз приходил в упадок. И многие наши земляки уже тогда начинали перебираться в Лисаковск. В том числе и педагоги. Василий Беркут, в то время заведующий горОО, даже однажды сказал такую фразу: «Камышнинский район нам хорошо специалистов поставляет!»

Знаю я и родителей Виктора. Его отец Иван Корнеевич был в совхозе передовым механизатором: награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак почета», несколькими медалями. Думаю, в Лисаковске сейчас мало людей с таким списком наград. Но Иван Корнеевич человек очень скромный: я ни разу не видел, чтобы он надевал свои ордена и медали…

И, как вы понимаете, мне было приятно узнать, что Виктор Прахнау стал одним из победителей республиканского конкурса «Учитель года».

Встретиться с Виктором Прахнау мы смогли только в выходные, когда он приезжал домой: сейчас он находится на курсах в г.Костанае, готовится преподавать физику и информатику на английском языке. Хотя в школе изучал французский. Но надо соответствовать новым требованиям.

Впрочем, тему обновленной программы образования мы с ним не обсуждать не стали. Я ведь понимаю, что о ней можно говорить лишь как о покойнике: либо хорошо, либо ничего. И меня больше интересовало, как проходил конкурс.

А проходил он так. Его участники собирали портфолио, куда входило множество документов: данные о педагоге, сведения о его квалификации, дипломы и грамоты за победы в городских, областных и республиканских конкурсах, видео уроков (кстати, на это требовалось получить и согласие учащихся), научно-методическая деятельность педагогов, их авторские работы, научные работы их учеников, качества знаний учащихся, их результаты на ЕНТ, сколько выпускников поступило в вузы…

Портфолио сдавалось не только в электронном, но и в бумажном вариантах. Виктор Прахнау говорит, что бумажный вариант занял порядка 400-500 страниц. Это не считая двух учебников (Виктор Иванович является соавтором учебника по естествознанию) и детских научных работ.

Об одной такой детской работе мы и разговорились. Называется она «Космическая прачечная».

«Свою одежду космонавты не стирают: носят ее только три дня, а потом выбрасывают. А это сколько лишнего груза приходится брать в космос! Вот и возникла у нас идея сделать космическую прачечную», – рассказывает Виктор Прахнау.

Но космонавт Айдын Аимбетов, оценивавший эту работу, указал на различные нюансы, которые школьники не учли. Во-первых, у каждого космонавта должна быть отдельная стиральная машинка, чтобы исключить даже малейший риск заражения – врача ведь на орбиту не вызовешь. Во-вторых, кто будет заниматься стиркой? Время работы космонавтов на орбите расписано по минутам. И слишком дорого стоит это время…

Так что «прачечную» пришлось исключить, хотя эта работа и заняла второе место на республиканском конкурсе.

Но сейчас у учеников Виктора Ивановича появилась вторая идея: «Космическая душевая». Над ней они и работают…

В современной школе учителю сложно, педагоги завалены ненужной работой, но все-таки в школе всегда интересно.

На вопрос, что ему больше всего нравится в школе, Виктор Прахнау ответил: «Три вещи: июнь, июль и август». Но это, понятно, шутка. И хорошо, когда у учителя есть чувство юмора – благодаря ему он быстрее установит контакт со своими учениками.

«Без юмора сложно преподавать. Иногда я в свои уроки включаю музыку, загадки, конкурсы», – рассказывает Виктор Прахнау.

Но вот и серьезный ответ на мой вопрос: «Когда работаешь с молодыми людьми, заражаешься их энергией. Не только их учишь, но и сам узнаешь много нового. Я, например, знаю современную музыку. Вот у тебя есть страница «ВКонтакте», в «Instagram»? А у меня есть – надо идти в ногу с учениками. Школа – это не рутинная работа. Она динамичная. Даже в параллельных классах я уроки преподаю по-разному, в зависимости от способностей и устремлений учеников: кому-то больше нравится теория, кому-то практика. Так что преподавание – это процесс, который держит тебя в тонусе».

В школе Виктор Прахнау работает уже 25 лет. Многие его ученики сами стали папами и мамами и приводят своих детей в школу, в которой работает Виктор Иванович…

…Перечитал свою статью и обратил внимание: мало в ней об учителе Прахнау, а все больше о его учениках. Но такова суть этой профессии: учитель всегда остается «за кадром». И его успехи – это, прежде всего, успехи его учеников. Его победа – это их победа.

И тот, кто понимает это, кто ради этого и работает, и является настоящим учителем.

 Олег ПОЛИВОДА

Фото предоставлено Виктором ПРАХНАУ