На базе ОШ №1 прошел областной семинар
Максим СУШКО
Фото автора
Тема встречи по обмену знаниями звучит заумно, но практически значимо: «Формирование исследовательских и творческих компетенций у учащихся с особыми образовательными потребностями как средство развития познавательной деятельности».
Многоплановую работу в этом важном направлении деятельности в ОШ №1 начали год назад – 7 марта это учреждение стало экспериментальной площадкой по инклюзивному образованию. За этот период прошло уже несколько практических семинаров. Сначала это было два региональных диалогах педагогов по обмену опытом, а в марте этого года он перерос в областной формат.
В лисаковскую ОШ №1 съехались представители образования из четырех районов Костанайской области, а также присутствовали коллеги из наших школ. Со словами приветствия к участникам обратилась директор ОШ №1 Евгения ЕЗЕХЕЛЬ. В своей речи она сделала акцент на достижениях школы за текущий учебный год, остановившись на успехах как школьников, так учителей. «Мы бьем все рекорды по победам на различных уровнях», – гордо подчеркнула Евгения Александровна (об этом мы рассказывали на страницах нашей газеты).
Открывшийся в ОШ №1 в начале учебного года кабинет инклюзии дал возможность более эффективно проводить занятия с каждым из 106 детей, попадающим под инклюзивное образование. И работа дефектологов, логопедов, психологов и преподавателей специальных дисциплин уже дала свой результат: рудненская психолого-медико-педагогическая комиссия в отношении трех детей вынесла заключение о переводе этих учеников в обычные общеобразовательные классы. «В апреле мы продолжим эту работу с рудненской ПМПК по корректировке наших действий», – отметила Евгения ЕЗЕХЕЛЬ.
Всех присутствующих поделили на команды, которые получали знания и делились своим багажом в рамках трех блоков семинара. На блиц-уроках, которые длились 20 минут, участники семинара смогли увидеть уникальные методы работы с детьми с особыми образовательными потребностями через исследование. «О пользе такой диалоговой экспериментальной площадки говорит тот факт, что многие педагоги из ближайших районов стремятся попасть именно в ОШ №1», – сказала заместитель директора по учебно-методической работе ОШ №1 Айгерим ИБРАЕВА. Инклюзивное образование – это не веяние, это требование времени, и оно внедряется повсеместно. И каждый педагог, приезжающий в Лисаковск, здесь не только получает для себя что-то новое, но и охотно делится своими накопленными практиками, позволяющими находить подход к детям с особыми образовательными потребностями.
Впервые в подобном семинаре участвовал педагог-исследователь, учитель физики и информатики малокомплектной Свердловской общеобразовательной школы Денисовского района Роман МИХАЙЛЕВ. Он остановился на разделе робототехники, которую он преподает 8 ученикам с особыми образовательными потребностями и остальным 120 школьникам. «Контакт, моторика рук, участие в конкурсах позволяют детям бороться со своими внутренними барьерами, применяю различные методы, чтобы найти особый образовательный подход, раскрыть ребенка, переступить через барьеры», – отметил педагог.
В рамках семинара прошло семь мастер-классов, два из которых провели педагоги школы-лицея, а пять – участники из районных школ. Посетили участники открытые уроки. Педагог-психолог Денисовской ОШ №2, педагог-эксперт Светлана КОЛМАКОВА приехала в лисаковскую ОШ №1 на семинар не в первый раз: «После прошлого раза было предоставлено много различных практик, которые я взяла в работу, интересна исследовательская работа, – отметила педагог. – Такие семинары для нас – это новый виток, они необходимы, чтобы внедрять что-то новое, чтобы развивать интерес и мотивацию у детей. Приятно, что мы работаем в одном направлении, есть схожесть таких методик, как развитие межполушарного взаимодействия. У нас из 350 школьников 22 обучаются по инклюзивному образованию, есть хорошие результаты работы в команде».
Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в особом, индивидуальном внимании и подходе, важно их адаптировать к обществу, дать уверенность, развить память, убрать неуверенность и дать понять каждому из них, что он ничем не отличается от других детей. И такие семинары – шаг на пути к повышению самооценки детей с особыми образовательными потребностями и шанс найти более эффективные методы по доступу к развитию и сердцу ребенка. И это комплексная работа учителя, ребенка и родителей. И результат такого взаимодействия, как показывает работа гостеприимной, радушной, полезной экспериментальной площадки на базе ОШ №1, есть и будет.