Память пылающих лет…

Воспоминания детей, повзрослевших во время Великой Отечественной войны

К печати подготовил Максим СУШКО

Фото предоставлено отделом занятости и социальных программ

 

Не гаснет память, будто бы вчера…

Разрывы бомб, осколки от снарядов…

Та страшная война давно прошла,

А все равно как будто с нами рядом.

 

Воспоминанья эти с каждым днем

Становятся сильнее отчего-то.

Ведь оттого, наверно, мы живем,

Что жизнь свою отдал за это кто-то.

 

И память эта будет жить в сердцах,

Покуда сами мы живем на свете,

Без памяти в душе лишь боль утрат,

Умрем, и помнить будут наши дети.

 

Ирина Расшивалова

 

Люди, которые детьми пережили войну, стали свидетелями многих невзгод: голода, холода, пожаров, бомбежек. Это дети такие же, как все, но им не пришлось играть во дворе, гонять мяч, рисовать мелом на асфальте, ходить в кино, смеяться и радоваться бесконечно и беззаботно. Они лишены были своего детства.

Самая кровопролитная – это Великая Отечественная война. Теперь мало тех,кто еще помнит то время, когда грохотали залпы и орудия, взрывались снаряды, падали бомбы и надо было бежать в бомбоубежище. Сильный голод, страх за себя и близких людей постоянно держали в напряжении.

Дети, повзрослевшие во время войны, несомненно, достойны уважения и подражания.

Дети той войны – сейчас они поседевшие, с морщинками на руках и лице, с добрыми, все помнящими глазами, с большим багажом жизненного опыта прожитых лет, перенесенных невзгод и трудностей, радостей и успехов.

 

 

В отделении социальной помощи на дому специальные социальные услуги получают одиноко проживающие люди преклонного возраста и среди них 17 тружеников тыла.

Одна из основных целей работы социального работника предполагает оказание социально-психологической поддержки нуждающимся людям. Такая помощь требует большого количества времени, а также некоторых качеств характера, к примеру, терпеливости, отзывчивости, доброты, умения находить общий язык.

Порой, прослушивая жизненные истории получателей услуг, сам того не замечая, прослезишься. Сколько людей – столько разных судеб, историй.В преддверии Дня Победы в Великой Отечественной войне социальные работникивновь стали слушателями незабываемых событий из непростого детства наших получателей. Хотелось бы рассказать о некоторых из них.

 

БУДНИК Людмила Сергеевна, 1934 года рождения:

Наша семья жила в Москве. Папа Бородин Сергей Петрович, мама Бородина Прасковья Акимовна, две дочки и три сына. В 1941 году я находилась в гостях у тети в деревне в Тульской области. 17 июня, в день моего семилетия, за мной приехал брат. Мы с ним задержались у тети еще на несколько дней, а когда приехали в Москву 22 июня 1941 года, узнали о начале войны.

Старший брат ушел на фронт добровольцем, а маму и нас четверых детей эвакуировали из Москвы в Казахстан в Кустанайскую область в п. Федоровка. Когда нас привезли в Казахстан, заселили в землянку рядом с ветряной мельницей у большого озера. Вскоре нас переселили в другую землянку на улице Пионерской,в которой мы жили по соседству с такой же эвакуированной семьей из Москвы. Спали на соломе, одежды, еды не было, единственный чемодан, который мама успела собрать во время эвакуации, и тот украли. Рядом жила семья казахов, которые иногда угощали лепешками и чаем. Мы уходили в поле, искали дикий лук, дикий чеснок и всё это ели. Мама работала в колхозе и вскоре за хорошую работу ей дали корову стельную, но теленка нужно было вернуть, но зато я превратилась в доярку. Доила корову, бегала на сепаратор, а он один на всю улицу, стояла в очереди, собирала сливки, делали масло. Помогали дедушке соседу ловить карася, за что он нас после им и угощал и мы были счастливы. А ещё у соседей был огромный огород, в котором рос пищевой мак, мы его воровали, убегали в канаву и там ели этот мак. В школьные годы мы сажали лесополосы, убирали овощи, работали и в поле, где чистили зерно, и на элеваторе, куда привозили пшеницу.

Жизнь со временем улучшалась. В 1946 году из Москвы вернулся отец, нам дали другую землянку. Я окончила 10 классов в Федоровской школе, работала пионервожатой, потом в торговле, диспетчером в автогараже. В 1956 году вышла замуж, после двух неудачных беременностей удочерили ребенка и переехали в Лисаковск, где я и живу по сей день.

 

СВИРИДОВА Мария Петровна, 1931 года рождения.

Ей сейчас 92 года. В период ВОВ она была ребенком. Но в её памяти запечатлена история:

Война – страшнее всего… Немцы захватили нас на 3 день. Мы находились на оккупированной территории 4 года. В 1944 году нас освободили. Я помню, как убивали детей на наших глазах. Сначала убивали детей, потом всех остальных. Сбрасывали всех в яму. Помню, в яме еще барахтались живые, их добивали там же.

Мне было 9 лет. Я все помню! У нас был детдом в Белоруссии в городе Гомель. Туда приехали немцы-каратели. Приехали забирать детей. Им сотрудники сказали: «Мы их еще не кормили, не поили, спать не уложили». Они ответили: «Мы их накормим, напоим и спать уложим»! И воспитатели все поняли! А мы, дети, этого не понимали. Нас погрузили в машины. Мы ехали в задней машине. С нами ехала воспитатель. Она сказала мне: «Я тебя толкну, а ты убежишь. Беги, не останавливайся. Забеги вон в ту трубу». Тогда я ничего не понимала. Она сказала: «Если ты выживешь — ты будешь свидетелем того, что здесь произошло». Всех детей в тот день расстреляли.

Каратели — это страшные люди. Когда они отступали, они все сжигали. Никого и ничего не щадили.Даже больных стариков, которые лежали на печах, вытаскивали и расстреливали. Мы прятались в лесу, в болоте. Когда стояли в болоте, сильно хотелось пить, есть.Дети 10-14 лет набирали и приносили воду с реки всем, кто стоял с ними в болоте. Немцы забирали детей с 11-17 лет в Германию. Они там работали.

Немцы были хорошо одетые, обутые.Всех забирали в Германию. Они вели пленных в ряду по 3 человека. Пленные были голодные, исхудавшие, «в обмотках». Они их вели с собаками. Нам в сито наложили каши и мы бросали эту кашу в пленных, чтобы их накормить. Пленные падали и подбираликашу с земли. Немцы их били.

 

ДОРОГОВЦЕВА Зоя Александровна родилась 2 ноября 1926 года в Челябинской области:

В возрасте 15 лет пошла работать на оборонный завод Харьковский. Работали по 12 часов без выходных. При срочных заказах оставались сутками на заводах.В летний период дополнительно заготавливали дрова. Два брата воевали на войне. Один брат погиб в 1943 году, второй служил в войсках НКВД. После войны Зоя Александровна вышла замуж, родила дочь. Награждена орденом «За доблестный и самоотверженный труд в период ВОВ».

 

МОСКВИЧЕВА Евдокия Григорьевна, 1929 года рождения:

Моя девичья фамилия Шелегеда. Жили мы на Украине на Донбассе рядом с Луганской областью в поселке Голубовка, когда мы туда переехали, в поселке было 4 домика. Мы ухаживали за овцами, их было много – 300 голов. Жили с мамой и еще трое детей: братику было 5 лет, сестренке 2 года, а мне 12 лет. Папу сразу забрали на войну. Когда наша армия отступала, были слышны грохоты. Все громыхало! Мы хорошо различали звук залпов «Катюши». Пшеницу в поле всю сожгли при отступлении. В один из таких дней мы видели в поле танк, из него вышли два немца и попросили молоко. Им дали кувшин молока, они выпили его залпом. Потом спрашивали, есть ли тут партизаны.

Однажды к нам на лыжах приехали наши разведчики в белых костюмах, на шапках на лбу была красная звезда. Спрашивали как мы тут. Все обрадовались им.

Я отучилась 2 класса в школе. Не окончив третий класс, пошла работать. Сначала ухаживала за овцами. Потом перешла на конский завод. Когда ждали комиссию, нам давали скрепку, чтобы чистили гриву и хвост до блеска. После работала на стройке. Позже переехала в Донбасс, устроилась работать на шахту.

Спасибо вам, труженики тыла, за ваш труд, за Победу! С праздником – с 78-ой годовщиной Победы!