Суббота, 12 июля
Shadow

Победитель женщин

 

 

4 мая в Костанае проходил отборочный тур республиканского шахматного турнира Senat open 2025. В нем участвовали государственные служащие, депутаты, члены Общественных советов, ветераны, а также представители средств массовой информации.  Заняв первое место среди журналистов, я пробился в полуфинал, который должен был пройти в Кокшетау.

Признаюсь, меня терзали большие сомнения: ехать или нет? Я понимал, что уровень шахматистов будет довольно высоким, а у меня он средненький. А вдруг я не выиграю ни одной партии? Это какой же позор на мою седую голову!

Я прекрасно знаю, что проблемы надо решать по мере их поступления. Но отношусь к той категории людей, которая их сама выдумывает еще до того, как проблемы возникают. Хотя, быть может, они вообще не возникнут.

Жена настаивала, чтобы я ехал.

«Выиграешь две партии и потешишь свое самолюбие», – сказала она.

«Чтобы потешить мое самолюбие, две мало! Надо четыре!» – ответил я.

Потом мне позвонили из областного маслихата и спросили, поеду ли я на полуфинал. Я ответил, что поеду. И тем самым мосты были сожжены.

В группе «Север» от каждой команды: Костанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской и Акмолинской областей –  в полуфинале должны играть по 35 шахматистов.  

Областной маслихат костанайской команде выделил для поездки комфортабельный автобус, раздавали желающим бутылки с водой. На всякий случай я взял в дорогу несколько бутербродов, но привез их обратно. Не понадобились. Все было предусмотрено.

В автобусе разговорился я с Алматом Момбаевым. По его словам, чуть ли не треть наших игроков – либо перворазрядники, либо кандидаты в мастера спорта. Сам Алмат когда-то был кандидатом в мастера спорта, но считает, что теперь играет на уровне первого разряда. Но посмотрел его рейтинг на Chess.com, а он выше 2 тысяч. Уровень кандидата. Сам я пока и до 1 600 не добирался.

А на отборочном туре Алмат занял второе место в общем зачете.

И куда, думаю, я попал со свои теоретическим третьим разрядом, а фактически – вообще без разряда?

«А мы с вами играли в Костанае в шестом или седьмом туре, – сказал Алмат. – Вы же Поливода? Когда нас свел жребий, я еще поспрашивал шахматистов: кто такой? Но вас никто не знал».

И я вспомнил ту партию! Мы с Алматом сыграли вничью. И после этого я немного приободрился и даже загордился: значит, и с кандидатами иногда могу играть на равных! 

В Кокшетау заселили нас в отличный отель. Достаточно сказать, что стоимость двухместного номера – более 30 тысяч тенге в сутки.

А на следующий день – игры. Капитан нашей команды Павел Русанов сказал, что сильную команду привез Павлодар, чуть ли не половина шахматистов – рейтинговые.

Но, судя по всему, шахматисты из Акмолинской области были еще сильнее. Забегая вперед, отмечу, что эта область и заняла первое место в командном зачете.

Павел нам также сказал, что на распределение командных мест большое значение имеет то, как сыграют депутаты.

«Означает ли это, что мы должны проиграть своим депутатам, если нас сведет жребий?» – спросил я.

«Нет, не надо проигрывать! – ответил Павел. – Играйте честно!»

Впрочем, я и не собирался даром раздавать очки. Я жадный. 

Но подобная ситуация все-таки возникла. Один из наших игроков попал на костанайского депутата. 

«Отдаю партию», – сказал шахматист депутату. Но депутат не согласился: «Будем играть».

Тогда поступило второе предложение: ничья. И снова отказ. В итоге сыграли честно. Депутат проиграл.

В первом туре жребий свел меня с шахматистом из Павлодара. Точнее, с шахматисткой – молодой девушкой. А от этих девушек не знаешь, чего ожидать: может быть, она всерьез занимается шахматами и имеет разряд?

Разряда она, однако, не имела, и я выиграл. Хотя играла она прилично.

Второй тур – и снова мне женщина!

«У вас есть разряд?» – спросил я у нее перед игрой.

«Первый, – спокойно ответила она. – Но это было давно, лет десять или даже пятнадцать назад».

Ну, думаю, тут я попал! Хотя проигрывать женщинам не зазорно. Венгерская шахматистка Юдит Полгар могла бы стать чемпионом мира среди женщин, но не стала по той причине, что играла исключительно в мужских турнирах. И обыгрывала чемпионов-мужчин: Карпова, Каспарова, Магнуса Карлсена… 

Но моя соперница сказала правду: кандидатом она была давно. Обыграл я и ее.

К слову, в первых двух турах играл я белыми и пытался разыграть гамбит Гёринга. Судя по всему, мои соперницы его не знали и надолго задумывались, когда я жертвовал пешку. И обе эту жертву не приняли, после чего я получал некоторое преимущество в центре.

Я такого даже представить не мог, но третий тур – и снова мне в соперники досталась женщина. Наверное, приличного уровня, коль выиграла две партии подряд.

Вот, думаю, получу огромное удовольствие от третьего тура! И я его действительно получил. Но она не пришла! 

Странно, конечно: выиграть в двух турах и отказаться от третьего. Или она как-то узнала о моей мечте заработать четыре очка и решила мне подыграть?

Как бы там ни было, но третье очко я получил, не сделав ни одного хода, а лишь включив часы.

И так получилось, что после третьего тура оказался я в восьмерке сильнейших. А это уже серьезно: в соперники достанется либо перворазрядник, либо кандидат в мастера спорта.

И проиграл я не только в четвертом туре, но в пятом и шестом. Соперники были сильными.

Свое долгожданное четвертое очко заработал я лишь в седьмом туре. Мой соперник сыграл опрометчиво, пожертвовав мне слона на поле f7 в надежде на сильную атаку. Но никакой атаки там не просматривалось, и я с удовольствием жертву принял. И затем план на игру упрощается: надо разменивать фигуры, что я и сделал.

После седьмого тура накопилась усталость, появилась апатия: что воля, что не воля – все равно. Старался, разумеется, играть, но много «зевал»: в восьмом туре две пешки, в девятом – фигуру.

Но подобные «зевки» на подобных турнирах встречаются часто. Один шахматист из нашей команды после турнира сказал мне, что в одной партии имел две лишние фигуры. «Зевнул» обе и в результате проиграл.

Затем было награждение. Девять костанайских шахматистов: Валерий Николаев, Марал Сатаев, Берик Демисенов, Нуржан Кушербаев, Сергей Корнейчук, Алмат Момбаев, Хамитжан Орымбаев, Берик Исенгазин и Артем Резник – пробились в финал. Мой знакомый Алмат Момбаев заработал 6 очков и занял 25-е место. Вот и оцените уровень игроков!

Порадовались мы за Валерия Николаева, который стал первым среди ветеранов. Думаю, это была самая сложная, самая рейтинговая номинация. При этом Валерий занял еще и третье место в общем зачете.

Хамитжан Орымбаев стал вторым среди депутатов.

Неожиданно вызвали на сцену и меня: я занял третье место среди журналистов. 

Хочу отметить, что турниры и в Костанае, и в Кокшетау прошли на высоком уровне: хорошая атмосфера, хорошие отношения между участниками. Так что если еще раз позовут, то сомневаться больше не буду.

И еще. Я благодарю работников Лисаковского городского маслихата и директора ТОО «Бизнес-центр» Вячеслава Быцко за поддержку и финансовую помощь. 

 

Олег ПОЛИВОДА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *