«Полковник литературы»

В сентябре этого года страна отметит 125-летие со дня рождения Мухтара Ауэзова

 

Этому событию было посвящено занятие, которое провели в музее истории и культуры Верхнего Притоболья.

Первыми участниками музейного занятия стали гимназисты 11 «б» класса. Методист музея Диана ЛИЗУНОВА предложила учащимся узнать по портрету героя занятия, а затем привела несколько фактов из жизни Мухтара Омархановича, а ребятам надо было определить, соответствует ли это правде. Например, Мухтар Ауэзов – футболист. Мухтар Ауэзов – заключенный. Фильм по мотивам его произведения номинировался от СССР на премию «Оскар». Первая пьеса, написанная им, была поставлена в юрте. Сам Абай дал ему благословение.

Оказалось, что все, о чем говорила Диана – правда. Все факты – из жизни Ауэзова.В ходе знакомства с жизнью и творчеством писателя ребята составили кластер, отражающий жизнь и деятельность мэтра казахской литературы.

Для большинства выпускников стало открытием, что в юности МухтарАуэзов играл вфутбол в первом казахском профессиональном клубе «Жарыс» в качестве полузащитника. А первая пьеса казахской степи «Енлик-Кебек» была поставлена в юрте Айгерм, жены Абая в 1917 году, когда Мухтар был еще семинаристом. Фильм «Серый Лютый», написанный по его рассказу, был номинирован на премию «Оскар».

Из школьного курса истории Казахстана ребята знают, что киргизский народ почитает Шокана Уалиханова за то, что он записал их эпос «Манас» и тем самым сохранил для потомков. Но не все знают, что благодаря Мухтару Омархановичу «Манас» был спасен и в советское время. По марксистской точке зрения из-за того, что Манас был правителем и воином, а значит баем и феодалом, необходимо было«перекроить» эпос, придать ему классовый характер. Ауэзов считал, что это недопустимо и власти вынуждены были прислушаться к мнению авторитетного писателя, общественного деятеля. Мухтар Ауэзов был и педагогом, он читал лекции в вузах Казахстана,Москвы, Ташкента.

Сегодня большая проблема – грамотная речь. Мухтара Омархановича отличала грамотная речь. В ней не было диалектизмов и жаргонизмов, которые сейчас так портят современный и казахский, и русский литературный языки. Ребята послушали живую речь писателя, в которой к 40-летию образования Казахской ССР, он рассказал об изменениях, которые произошли в республике.

Для большинства из нас имя Мухтара Ауэзова связано с романом-эпопеей «Путь Абая». Над этим произведением он работал в течение 30 лет: из них 17 лет собирал информацию об Абае, его семье, друзьях и 13 лет – писал. За это произведение он был удостоен Государственной и Ленинской премий. По нему поставлены пьесы, опера, фильмы. Сегодня этот роман называют первым литературным произведением о культуреномадов.

«Полковником литературы» называл Ауэзова Герой Советского Союза, Халық Каһарманы, участник Великой отечественной войны, писатель Бауыржан Момышулы. А Каныш Сатпаев, первый Президент Академии наук Казахской ССР называл его роман «Путь Абая» энциклопедией казахской степи.

Немецкий писатель Альфред КУРЕЛЛА оставил такое высказывание: «Вы еще не прочли «Путь Абая»?! Значит, вы ничего не читали. Это невероятно, это удивительно! Степь ожила и пошла на вас со всем великолепием ее первозданной природы, ее жестами и цельными характерами. А какие страсти шекспировские! Вы ощущаете эпоху как ни в одном научном исследовании. А какая поэзия! Ни одной прозаической строки в этих объемистых книгах, напечатанных в форме прозы».

Бенджамин МАТИП, камерунский прозаик, после прочтения романа сказал: «Я никогда раньше не слышал о казахах. А теперь знаю их очень хорошо, знаю, потому что читал на английском языке чудесную книгу Мухтара Ауэзова.Я полюбил этих героев, полюбил так, будто жил долгие годы, делил их горе и радости. У меня такое ощущение, что я сейчас среди них и дышу воздухом ваших степей. В самом деле, какой прекрасный народ – казахи»!

Занятие было интерактивным, ребята получили много новой информации о Мухтаре Ауэзове, отвечали на вопросы, участвовали в дискуссии. В завершение встречи ребята поблагодарили Диану за интересное и познавательное занятие. Они(занятия) необходимы ребятам, потому что в музее ребята особо чувствуют время, событие, жизнь людей.

 

Мария БАЯХМЕТОВА,

 учитель истории и самопознания

школы-гимназии