Полный абзац

Постоянная рубрика

ВПЕРЕДИ ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ

На днях министр информациии общественного развития Аскар Умаров оценил уровень свободы слова в Казахстане по пятибалльной шкале. И ведь как реально оценил! Он поставил оценку 4,9!

Когда я об этом прочитал, то едва со стула не упал. Потому что обидно стало! Почему именно 4,9, а не все 5? Неужели министр информации и общественного развития допускает такую крамольную мысль, что хоть где-то, пусть на самых задворках Казахстана, пусть всего на 0,1 балла нарушается свобода слова?

Но Аскар Умаров все объяснил. Он подчеркнул, что не считает ситуацию со свободой слова и цензурой в Казахстане обостренной. По его словам, журналисты имеют возможность свободно задавать любые вопросы спикерам.

«Тем более, вы сейчас стоите и спрашиваете у меня. Если бы не было свободы слова, вы бы не задавали вопрос», – добавил министр информации и общественного развития (едва по привычке не написал «общественного согласия»).

Это, конечно, аргумент. Если журналистам разрешено задавать вопросы самому министру информации, то это такая свобода слова, что дальше уже и некуда. Можно даже сказать, разгул демократии.

Но какие вопросы задают журналисты высокопоставленным чиновникам? Если вопросы и не были написаны заранее, а журналисты придумывают их сами, то можно ли эти вопросы назвать всегда смелыми? Или все-таки журналисты воздерживаются, держа в уме те самые 0,1 балла?

Впрочем, и нет никаких 0,1 балла, просто министр поскромничал и не захотел озвучивать самую высокую оценку.

«Я бы сказал – 5, но вы же не поверите. Поэтому 4,9», – сказал Аскар Умаров в кулуарах сената.

Интересно, а поверили ли журналисты в эти 4,9? Но, я думаю, это риторический вопрос. Во всяком случае, каждый журналист знает на него ответ.

Если говорить серьезно, то даже в США, где журналисты могут резко критиковать не только высокопоставленных чиновников, но и президента, вряд ли можно поставить свободе слова такую высокую оценку. 4 – это в лучшем случае. А мы, получается, снова впереди планеты всей.

Журналисты также задали вопросАскару Умарову: пользовался ли он «телефонным правом», просил ли какую-то редакцию снять материал, поменять заголовок с момента своего назначения?И Аскар Умаров заверил, что таких случаев не было.

Может быть, и не было. Но ведь есть немало других чиновников, которые таким правом пользовались неоднократно. Да и вообще: покажите мне хотя бы одного опытного журналиста, который никогда не сталкивался с «телефонным правом». Если и покажете, то я спрошу: а журналист ли он?

И тут мне, как всегда, некстати вспомнился анекдот времен перестройки и гласности.

«Василий Иванович, а что такое перестройка?» — «А это, Петька, когда у тебя будет новое галифе, новое седло и даже новая лошадь». – «А что такое гласность?» — «А это когда ты можешь говорить все, что думаешь». – «И о тебе, Василий Иванович?» — «И обо мне, Петька! И тебе ничего за это не будет: ни нового галифе, ни нового седла, ни новой лошади».

И это еще хорошо, если только не будет новой лошади. А то ведь и старую могут отобрать.

Впрочем, тут есть еще один вариант: министр информации Аскар Умаров просто пошутил, но никто этого не понял. Ведь нельзя же, в самом деле, всерьез воспринимать подобные заявления!

 

КОНТРАБАНДА

Зоркие пограничники контрольно-пропускного пункта «Чон-Капка-автодорожный» Кыргызстана пресекли попытку вывоза 30 тонн контрабандного товара в Казахстан. При этом был задержан грузовик под управлением гражданина РК.

Как рассказали корреспондентам 24.kg в пресс-службе ПС ГКНБ Кыргызстана, на КПП прибыла грузовая автомашина «КамАЗ», за рулем которой находился гражданин Казахстана. Мужчина, как отметили пограничники, предъявил наряду сопроводительные документы. В них было указано, что в машине находятся удобрения, в частности селитра.

Однако в ходе досмотра пограничники обнаружили около 30 тонн того самого контрабандного товара, спрятанного за двумя рядами мешков селитры. Как оказалось, водитель пытался незаконно вывезти груз из Кыргызстана в Казахстан по подложным документам.

По информации корреспондентов, после оформления документов водитель и груз были переданы сотрудникам компетентных органов для дальнейшего разбирательства.

Ах, да! Я ведь забыл сказать, какой именно контрабандный товар пытались завезти в Казахстан. И если вы подумали, что это наркотики, то попали пальцем в небо. Наркотики в нашей стране нынче не в тренде, есть товары, которые продавать куда выгоднее наркотиков.

Догадались? Уверен, что догадались! Все верно: это был сахар!

Вы представляете, какая трагедия? Все-таки не попал сахар в нашу страну! А потому, видимо, нам только и остается смотреть, как растут на него цены в магазинах. И не только смотреть, но и завидовать жителям Кыргызстана, где, судя по всему, сахар гораздо дешевле, чем в Казахстане.

Впрочем, остается еще одна надежда: может быть, другие контрабандисты окажутся более удачливыми.

Ведь это закон рынка, в конце концов: пока есть спрос, найдутся и настоящие патриоты страны, которые обязательно попытаются сделать выгодное предложение.

 

КОЕ-ГДЕ У НАС ПОРОЙ

Невероятная история для современного процветающего Казахстана: оказывается, кое-где у нас порой имеют место быть долги по зарплате. И ведь кому задолжали? Бюджетникам!

Так, на заседании мажилиса депутат Юлия Кучинская заявила, что министерство просвещения не выплатило учителям зарплаты и отпускные на 30 млрд тенге.

«Накопившийся дефицит бюджета в мае этого года привел к тому, что часть педагогов не получила либо получила не в полном объеме заработную плату за май. Кроме того, задолженность по отпускным и по выплатам на оздоровление составила порядка 30 млрд тенге. При этом на фоне шквала справедливых обращений педагогов во все возможные инстанции министерство хранит молчание, которое в данном случае не является «золотом»,– говорится в депутатском запросе Ольги Кучинской.

В ответ вице-министр образования Гани Бейсембаев заявил, что педагогам уже выплатили отпускные на 246 млрд тенге — в большинстве регионов отпускные учителям выплачены полностью.

В общем, вы поняли: педагогов столько развелось – даже больше, чем чиновников! Такие огромные деньги тратятся на их содержание, что с ума сойти! И на фоне уже выплаченных 246 млрд это озвученные 30 млрд – смешная цифра! Могут и подождать!

Впрочем, деньги есть, просто возникли некоторые технические проблемы.

«Отпускные и заработная плата выплачиваются из местных бюджетов (акиматов). При этом в ходе анализа министерством зафиксировано несвоевременное перечисление в ряде регионов 28 млрд тенге, которое связано не с отсутствием средств, а с вопросами передвижек и процедур на местном уровне. Эти вопросы полностью находятся в компетенции местных управлений образования, поэтому просим ответственно подходить к таким заявлениям и учитывать, в ведении каких госорганов находятся те или иные вопросы», — пояснил также Гани Бейсембаев.

При этом прозвучала традиционная фраза «вопрос находится на контроле министерства», от которой сразу же становится теплее на душе.

Но были сказаны и другие слова, от которых педагоги наверняка стали прыгать от радости.

«По информации местных исполнительных органов, вопрос с выплатами будет закрыт в течение недели. Региональные департаменты по обеспечению качества в образовании будут и дальше вести ежемесячный контроль за своевременностью выплаты заработной платы работникам сферы образования», — заключил Гани Бейсембаев.

Так что отдадут все, что причитается, надо лишь немного подождать. Правда, педагогам пришлось несколько подкорректировать свои планы на отпуск, но ничего страшного: отпуск у них большой, времени отдохнуть еще хватит.

Зато теперь известно самое главное: ведется ежемесячный контроль за своевременностью выплаты заработной платы работникам сферы образования.

Источник: NUR.KZ

 

Олег ПОЛИВОДА