Полный абзац

Постоянная рубрика

ОТДЕЛЬНЫЕ НЕДОСТАТКИ

Давно я уже не путешествовал по Казахстану, а потому сложилось у меня впечатление, что наши дороги привели в порядок.

Вон даже отремонтировали злополучную трассу «Денисовка – Камысты», на которой мы некогда на велосипедах обгоняли автомобили. И не потому, что мы были такими великими гонщиками: машины из-за колдобин передвигались очень медленно, а вот на велосипеде ехать по обочине было гораздо удобнее.

Причем, отремонтировали ее давно, лет пять назад, а потому допускаю, что скоро ее надо будет ремонтировать снова.

Но есть еще на просторах нашей необъятной родины отдельные недостатки. Но с ними борются или же обещают начать борьбу в ближайшее время.

Как передает телеканал КТК, автолюбитель снял на видео трассу в Актюбинской области и ославил ее на весь Казахстан. Он заявил, что проехал полстраны, однако такой дороги еще не встречал.

«Ребята, не езжайте сюда вообще на машинах. Если своя машина, не езжайте. Оставите всю ходовку здесь. Я акиму Актюбинской области хотел бы, знаете, пожелать вот одно. Чтобы у вас, неуважаемый аким, вся жизнь была, как эта дорога. Очень веселая и с очень большим количеством мата», – сказал автолюбитель.

В данном случае речь шла об участке республиканской трассы Самара –Шымкент, от села Карабутак до Актобе, где водители преодолевают настоящую полосу препятствий. Выяснилось, что дорога не видела капитального ремонта 18 лет, а текущий проводился лишь в 2016 году. При этом по трассе ежедневно проезжают сотни легковых и грузовых машин.

Но не все так плохо в нашем отечестве. Напротив, в нашем отечестве все очень хорошо. Уже даже научились реагировать на критику, а уж обещать умели всегда.

Вот и в «КазАвтоЖоле» признали, что необходим срочный ремонт. Разрабатывается проект реконструкции. Дорогу обещают сделать четырехполосной. Правда, приступят к работе не раньше следующего года. Пока же хотят залатать ямы на особо проблемных участках.

«Буквально завтра мы начнем устройство выравнивающего слоя, то есть будем большими участками фрезировать покрытие старое и производить устройство асфальтобетонного покрытия укладчиками. Это мы начнем с поселка Богетсая в сторону Хромтау», – сообщил директор актюбинского филиала АО НК «КазАвтоЖол» Айбол ДАНАГУЛ.

Я же говорю: у нас борются с отдельными недостатками! Или же обещают начать борьбу в ближайшее время. Если 18 лет терпели, то неужели нельзя потерпеть еще годик? Ну, или года два-три, максимум – пять. Кто его знает, как долго будет длиться этот ремонт?

Хотя я сейчас подумал: а надо ли ремонтировать? Помню, лет 20 назад видел я по телевизору сюжет, как английские байкеры проезжали на мотоциклах по Казахстану. И как же они ругали наши дороги! Возникло у них даже подозрение, что на этих дорогах производились взрывные работы. И когда интуристы вырвались, наконец, в Монголию, то стали целовать монгольскую дорогу, хотя и не заасфальтированную, но ровную.

Столько лет прошло, но я уверен: эти байкеры до сих пор вспоминают о Казахстане, а вот о Монголии и прочих трассах наверняка забыли!

Так что наши дороги – это наша особенность, наша марка, наша «фишка», если хотите. Память на всю жизнь.

 

БЕШЕНЫЕ ЦЕНЫ

Цены у нас нынче бешеные. Или, может быть, всегда такими и были. Я, правда, сам по магазинам хожу редко, но мне жена регулярно об этом докладывает.

А вот некоторые казахстанские чиновники своих жен, видимо, в магазин не пускают или не интересуются у них, что почем. И о ценах узнают только во время госзакупок. А потому ситуация в стране им представляется гораздо хуже, чем она есть на самом деле.

Не так давно, например, сотрудники Антикора сообщали о пресечении ряда фактов нерационального использования бюджетных средств.

Так, в Шымкенте одна из школ намеревалась закупить мячи на сумму 2,7 млн тенге – стоимость одного баскетбольного мяча, согласно документам, составляла свыше 230 тыс. тенге.

До этого сообщалось, что в Восточно-Казахстанской области хотели приобрести швабру почти за 2 млн тенге и матрас за 1,2 млн тенге – признаки завышения цен на закуп бытовых предметов были установлены в усть-каменогорском филиале НАО «Медицинский университет Семей». Подчеркивалось, что среднерыночная стоимость швабры составляет 25 тыс. тенге, а матраса – варьируется от 30 до 130 тыс. тенге.

Кроме того, в школе в Улытауской области хотели купить банку краски почти за 2 млн тенге. Тем самым допустимую стоимость данного товара превысили на 68 106%.

А руководство Дворца культуры Семея намеревалось приобрести кресло стоимостью 38 млн тенге. При этом его рыночная цена составляла 150 тыс. тенге, то есть в 250 раз дешевле.

И вот опять на те же грабли: акимат Актюбинской области, как передает телеканал «Астана», закупил 200 губок для обуви. По информации телеканала, всего из бюджета на губки ушло 200 тыс. тенге.

Кто его знает, может, и недорого купили, тут надо бы у жены спросить. Впрочем, я заглянул в Интернет и выяснил, что упаковку из 100 штук можно купить за 11 тыс. 465 тенге.

Ну, не суть. Возможно, требовались какие-то особые, летающие, волшебные губки, которые сами очищают обувь, а потому человеку их даже в руки брать не надо. Так что не будем придираться.

Вот только любопытные казахстанские граждане попытались догадаться: а зачем чиновникам столько средств для чистки ботинок?

В акимате, однако, все объяснили. Оказывается, эти губки предназначаются для высоких гостей и иностранных делегаций. Уточняется, что из-за погодных условий обувь делегатов регулярно пачкается, а закупленные губки разложат по машинам, в которых будут передвигаться гости.

«У нас делегации выезжают за пределы города, поэтому наше учреждение занимается обеспечением. В акимате ими ни аким, ни заместители, никто не пользуется. Только предназначены для правительственных делегаций и иностранных инвесторов», – заявил замглавы управления делами акимата региона Тимур Рыскельдин.

Мне не приходилось никогда бывать в Актюбинской области. Но теперь я догадываюсь, что там отвратительные дороги не только на участке от села Карабутак до Актобе.

Так что правительственным делегациям и прочим иностранцам из машины лучше не выходить. Но если кто-нибудь опрометчиво и рискнет выйти на дорогу, то без губки тут никак не обойтись.

 

«ЛЕТАЙТЕ САМОЛЕТАМИ АЭРОФЛОТА»

Во времена СССР в каждом городе на стене какого-нибудь дома можно было увидеть большой рекламный баннер: «Летайте самолетами Аэрофлота». И ведь летали! А все почему? А все потому, что цены были доступными.

А вот про нынешние цены на авиабилеты сказать ничего не могу: возможно, они тоже доступные, но не для всех. Во всяком случае, на компанию Air Astana из-за высоких цен наложили административный штраф в размере 6,7 млрд тенге. Об этом, как передает NUR.KZ, сообщило Агентство по защите и развитию конкуренции на своем официальном сайте.

«На фоне резкой критики населения на непрекращающийся рост цен на авиабилеты, особенно в период повышенного спроса (летний период отпусков), Агентством по защите и развитию конкуренции РК во взаимодействии с органами транспортной прокуратуры проведена проверка деятельности Air Astana», – говорится в сообщении агентства.

В ведомстве добавили, что по итогам проверки в действиях авиакомпании Air Astana выявлены факты злоупотребления доминирующим положением на рынке авиаперевозок, выразившиеся в необоснованном взимании топливного сбора с каждого авиабилета.

«8 июня 2023 года Специализированным межрайонным судом по административным правонарушениям города Алматы в отношении Air Astana наложен административный штраф в размере 6,7 млрд тенге», – добавили в АЗРК.

Впрочем, решение суда еще не вступило в законную силу, а потому Air Astana еще намерена побороться за свои цены: пресс-служба компании в своем официальном Telegram-канале сообщила, что авиаперевозчик будет обжаловать судебный акт по поводу штрафа.

«Авиакомпания со дня основания осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Многочисленные расследования и проверки авиакомпании на предмет установления монопольно высоких цен не выявили нарушений в работе перевозчика. Вменяемое агентством правонарушение касается исключительно взимания топливного сбора и является необоснованным», – говорится в сообщении.

В компании отметили, что, прежде всего, взимание топливного сбора авиакомпаниями является законным правом и предусмотрено законом «Об использовании воздушного пространства».

В пресс-службе авиаперевозчика подчеркнули, что на сегодня эта норма действует, об этом неоднократно заявляло само агентство.

«Кроме того, судебное разбирательство о привлечении к административной ответственности было проведено с многочисленными процессуальными нарушениями. Авиакомпания будет обжаловать судебный акт. А агентством был нарушен порядок по привлечению к ответственности, что подтверждается решением СМАС города Астаны о признании действий/бездействий агентства незаконными (не вступило в законную силу)», – добавили в авиакомпании.

Так что тут еще неизвестно, чья возьмет. А мы посмотрим, как быть дальше: то ли летать на самолетах, то ли передвигаться на поезде, хотя там цены тоже кусаются.

К слову, это не единственный штраф, который выписали компании. Например, в июле авиаперевозчика оштрафовали более чем на 3 млн тенге, а в начале августа Air Astana получила аналогичный штраф. Такие меры были приняты после того, как было проведено расследование по фактам задержек рейсов авиакомпаний Air Astana и FlyArystan.

Также в сентябре прошлого года авиакомпанию Air Astana снова оштрафовали за задержку рейсов. Рейс, о котором шла речь на тот момент, был задержан более чем на 27 часов из-за ожидания резервного летного экипажа.

Как отметили тогда в КГА, во время задержки рейса пассажирам не были предоставлены услуги, предусмотренные действующим законодательством, а именно проживание в гостинице.

Но и в СССР сервис был далек от совершенства. А вот навсегда утраченные советские цены все-таки жалко.

Источники: телеканал КТК, телеканал «Астана», NUR.KZ

  

Олег ПОЛИВОДА