Воскресенье, 15 июня
Shadow

Полный абзац. А дорога серою лентою вьется…

Многие, наверное, знают об этом новом методе – сужение дорог. И делается это, разумеется, ради безопасности движения. Ну, прямо как в песне: «Я хочу, шофер, чтоб тебе повезло»!

Как передает NUR.KZ со ссылкой на ведомственный сайт МВД РК Polisia.kz, в связи с участившимися фактами ДТП, особенно на трассах, МВД в рамках оперативно-профилактического мероприятия «Безопасная дорога» провело анализ всех автодорог и определило наиболее аварийно-опасные участки. Именно на этих отрезках внедряется новый подход – метод сужения дороги. 

Я не водитель и потому не могу судить объективно, но всегда пребывал в твердом убеждении (теперь, получается, в заблуждении), что наиболее безопасные участки – это там, где дороги широкие, где даже начинающие водители могут спокойно разъехаться, не зацепив друг друга. Но у сотрудников полиции другая точка зрения.

«На суженном участке водитель автоматически снижает скорость и становится внимательнее. Это делает проезд через опасную зону более безопасным», – отмечается в публикации.

Можно подумать, дороги у нас такие широкие! Они почти везде суженные, а потому водитель пребывает в постоянном напряжении, которое в итоги вызывает усталость. Может быть, именно поэтому участились факты ДТП. А еще и потому, что мы стали хорошо жить: количество автотранспорта постоянно увеличивается. Так что не надо перекладывать с больной головы на здоровую и во всем обвинять дороги!

Но расширять дороги – это же какие бюджетные затраты! А тут нанес сплошную полосу – дешево и сердито. Во-первых, можно отчитаться, что сделано все возможное для безопасности движения. И, во-вторых, дополнительные штрафы за пересечение полосы. Представляете, какая красота! 

Я уж было решил, что сужение дорого – это наше ноу-хау. Или какая-то продвинутая африканская страна подсказала. Но – нет. Как утверждается, подобный метод применяется в странах ОЭСР и США.

Прочитав слово «ОЭСР», я впал в некоторый ступор. Что за страны такие? Пришлось залезть в Интернет, где я и вычитал: «Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — международное экономическое объединение, которое выступает в качестве координатора социальной, экономической и экологической политики ведущих индустриальных стран».

А вот о США я имею некоторое представление, хотя никогда там не бывал. Но много читал о превосходных дорогах этой страны, видел их и по телевизору. Наверное, там есть резон сужать широкие дороги на наиболее опасных участках. А у нас где еще можно сузить?

Есть где сужать, есть, можете не сомневаться! Так, Zakon.kz приводит наиболее опасные участки дорог Костанайской области, на которых уже закипела работа. Пилотные участки выбраны на автодорогах Костанай – Аулиеколь – Сурган и Костанай – Рудный – Денисовка. В потенциально опасных зонах установлены временные ограждения, которые визуально сужают проезжую часть, побуждая водителей снижать скорость и быть внимательнее за рулем.

Участок Костанай – Рудный – Денисовка мы все знаем хорошо. После ремонта эту дорогу занесли в разряд идеальных, коль стали взимать плату за проезд по ней. Я и сам много раз ездил по ней, в том числе и на велосипеде. И снова впал в ступор: а где там самые опасные участки? Разве что возле постов дорожной полиции, проезд мимо них может больно ударить по карману. И водители прекрасно об этом осведомлены, а потому без всяких подсказок и сужений сами снижают скорость. Вроде бы, и сотрудников полиции там не наблюдается, но привычка, привычка – куда же без нее!..

У меня, кстати, тоже появилась идея, как сделать наши дороги безопасными. Все просто: надо лишь перейти на гужевой транспорт! Вот где не будет аварий! Разве что ишаки и их хозяева, не сумев разойтись, перекусают друг друга и подерутся между собой. Но это не смертельно.

Но о гужевом транспорте никто почему-то не заикается, ищут другой способ ради нашей безопасности. Так что допоем нашу песню до конца:  «Радостно встречать тебя с маленьким сыном выйдет к перекрестку любовь и жена». 

Остается лишь внести небольшую поправку – «к суженному перекрестку».

Но я зануда, а потому и концовка песни вызывает у меня некоторые вопросы. Почему разделили любовь и жену? Это две разные женщины, что ли, которые, однако, вместе выходят встречать шофера? Эдакая дружная шведская семья?

Но, впрочем, это поэзия, а наш же рассказ – исключительно о прозе жизни.

Земельный участок: туда и обратно

В смутные 90-е годы прошлого века руководители государственных предприятий придумали (или, может быть, кто-то подсказал) нехитрую, но весьма эффективную схему обогащения.

И выглядела она примерно так. Руководитель государственного предприятия учреждал частную фирму, которую сам же и возглавлял. После чего очень дешево, он как частник покупал у государственного предприятия – то есть у себя самого –  какое-нибудь здание, например, склад.  Затем сдавал тому же государственному предприятию – опять же самому себе – здание в аренду, но уже по высокой цене. И деньги плавно перетекали из государственного кармана в частный.

Потом руководителям государственных предприятий запретили заниматься бизнесом, контроль стал жестче, сроки за коррупционные преступления уже не условные, а реальные (хотя, надо признать, и не всегда), еще и госзакупки ввели – и проворачивать подобные дела стало несколько сложнее.

Казалось, смутные схемы если не исчезли полностью, то ушли в тень. Но недавно, как передает NUR.KZ, на заседании маслихата депутат Асхат Смагулов обнаружил странную схему по продаже и покупке территории на левом берегу Астаны.

Речь идет о территории, которая долгое время пустовала возле ТРЦ «Керуен» – недавно на пустыре разбили сквер. Однако, оказалось, что до этого участок продали частному лицу, а затем выкупили обратно за сумму в 5 раз больше.

«Этот участок был возвращен городу в 2022-м году, потому что был не использован. В 2023-м году его продают через аукцион. Какая была необходимость продавать его через аукцион, если через 4 месяца мы его выкупаем назад у частного собственника? Теперь смотрите – на аукционе мы его продаем за 176 млн тенге, а выкупаем назад более чем за 1 млрд тенге.

Где логика? Что, вы за 4 месяца до не знали, что вы будете сквер строить? Я знаете что, я напишу в Генпрокуратуру обращение – пусть проверят законность аукциона и то, какая была необходимость госсобственность продавать за 4 месяца до. Я думаю, это использование инсайдерской информации», – заявил депутат маслихата Асхат Смагулов.

Замакима Астаны Нурлан Нуркенов ответил, что во время аукциона планов на сквер еще не было. По его словам, когда участок ушел частному собственнику, местные жители переживали, что на маленьком клочке земли построят ЖК или какой-то объект, поэтому участок выкупили назад и сделали сквер.

Депутат Владислав Сергеев возразил, что жители просили построить там сквер еще 3 года назад. Замакима в ответ предложил провести отдельную встречу депутатов по этому вопросу.

Все это, согласитесь, вызывает некоторые подозрения, но затем корреспонденту NUR.KZ в пресс-службе управления архитектуры Астаны дали более внятный ответ.

Там сообщили, что в 2015 году данный участок был разделен на два, при этом персональные данные не могут разглашаться без согласия правообладателей.

«В связи с тем, что данные участки не были освоены, подведомственной организацией Министерства сельского хозяйства в судебные органы был подан иск об их изъятии, который в 2022 году решением суда был удовлетворен и передан на исполнение в органы юстиции. Далее ими же были проведены торги (аукционы) по их продаже, без учета намерений акимата города Астаны о строительстве сквера.

В 2023 году акиматом было принято решение о строительстве на этой территории сквера, и в градостроительную документацию были внесены соответствующие изменения. Также в связи с тем, что рассматриваемая территория входит в границы изымаемого земельного участка для государственных нужд, акиматом Астаны в 2024 году принято постановление об изъятии земельных участков для государственных нужд», – сказано в ответе на запрос.

В сообщении также указано, что процедура отчуждения будет осуществлена в соответствии с законом РК «О государственном имуществе» и предусматривает выплату компенсации в размере рыночной стоимости имущества.

«Она будет определена оценщиком. При этом отмечаем, что ни о каком миллиарде речь не идет. Кроме того, в бюджете города на текущий год средства на выкуп не заложены», – добавили в управлении.

Так что не надо волноваться: 90-е годы канули в прошлое! Сейчас если и воруют, то делают это не столь откровенно, а более изыскано. И стараются тщательно замести следы.

Борьба со спекуляцией

Оригинальные схемы умеют придумывать не только мошенники, но и тот, кто с ними борется. И вот вам тому доказательство.

В Казахстане усиливают контроль за распределением удешевлённого дизельного топлива для аграриев. И вот как замечательно решили это сделать!  

Как передает агентство Kazinform, теперь горючее с каждого нефтеперерабатывающего завода будет иметь свой цвет: синий – с Шымкентского НПЗ, жёлтый – с Атырауского, красный – с Павлодарского. Об этом сообщили в Министерстве энергетики РК.

Как пояснили в ведомстве, покраска топлива применяется с 2023 года. Это мера доказала свою эффективность — объёмы незаконного оборота снизились. Если ранее от фермеров поступали заявки до миллиона тонн в год, то сейчас реальные потребности составляют около 800 тысяч тонн.

Я, правда, не уверен, что потребности снизились из-за возникших проблем с подкрашенным топливом. Может быть, все проще и банальнее: снижение посевных площадей. Но Министерству энергетики виднее. 

«Маркировка топлива позволяет отслеживать его путь и предотвращать нецелевое использование. Это важный элемент системы контроля, которая включает также использование PIN-кодов и виртуальных складов», – сообщили в Минэнерго.

По данным министерства, в весенне-полевой сезон 2024 года запланировано распределение 400,9 тыс тонн удешевлённого дизеля. Из них уже отгружено более 238 тысяч тонн.

На заседании правительства Премьер-министр РК отдельно подчеркнул важность контроля за распределением топлива.

«Это зона ответственности в первую очередь акиматов. На сегодня уже отгружено более 200 тысяч тонн. Недопустимы факты их нецелевого использования, спекулятивной реализации и создания искусственного дефицита», – заявил Олжас Бектенов.

В случае выявления нарушений, такие факты рассматриваются на региональных штабах с участием представителей Комитета госдоходов, Агентства по финмониторингу, конкуренции и местных правоохранительных органов.

Минэнерго продолжит работу по усилению прозрачности распределения топлива и будет оперативно реагировать на любые попытки его нелегального использования.

Но мне вот интересно: а как акиматы будут проверять топливо? В каждый бензобак не заглянешь. Или чиновники будут ездить по заправкам с канистрами, дабы убедиться, что топливо не синее или красное, а имеет свой естественный цвет? Но имеют ли они такие полномочия? Да и, как мне кажется, трудно будет найти того, кто занимается спекуляцией: НПЗ ли сами аграрии.

Так что схема достаточно хитрая. Другой вопрос, окажется ли она эффективной или же только эффектной.

Олег ПОЛИВОДА

Источники: NUR.KZ, Zakon.kz, Kazinform