Важный аспект
Эффективность образовательного процесса зачастую может определяться тем, в какой степени педагог располагает сведениями о том, что знает и умеет ребенок. Только опираясь на объективные данные о возможностях психического развития каждого ребенка, можно эффективно оказывать ему помощь в процессе обучения.
В таком случае, сопровождение учебно-воспитательного процесса нужно рассматривать как целостную, системно-организованную деятельность, в процессе которой создаются как социально-психологические, так и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ученика в школьной среде.
Так как целью психолого-педагогического сопровождение детей в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка, психологу необходимо осуществлять множество различных функций: определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, развитие творческих способностей. Сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика аутодеструктивного и девиантного поведения, а также наркозависимости.
Для описания работы педагога-психолога в школе идеально подходят слова В.А. Сухомлинского, который сравнивал педагога с врачом: «Как врач исследует множество факторов, от которых зависит здоровье человека, так и педагог должен исследовать духовный мир ребенка. Наше общение с ним лишь тогда является воспитанием, когда в наших руках научные знания о его личности, когда мы основываемся не на случайных удачах, а на научном анализе». Подобный научный анализ возможен лишь при комплексном подходе к вопросам обучения и воспитания, когда ребенок включен в систему «ребенок-родитель-учитель-психолог». Каждый участник данной системы взаимно обогащает знаниями каждого из его участников: психолог знакомит родителей со спецификой школьной программы, педагогам раскрывает психологические истоки успешности (или неуспешности) учеников; учитель обучает ребенка, основываясь на объективных и достоверных результатов психологического исследования ребенка и т.д. Ребенок оказывается охвачен со всех сторон, что позволяет ему благоприятно использовать свои внутренние личностные ресурсы для положительного воспитания и обучения.
На что следует обращать внимание? Как поведенческие сигналы сигнализируют о намерении совершить суицид? Основные признаки суицидального поведения следующие:
- Потеря энергии. Ребенок постоянно испытывает чувство скуки и усталости.
- Нарушение аппетита и сна. Ребенок начинает видеть кошмары, у него теряется или полностью отсутствует аппетит.
- Чрезмерная самокритичность и чувство вины. Зачастую за дерзким и вызывающим поведением скрывается чувство несостоятельности, стыда и неуверенности в себе.
- Тревожность, страх. Затяжная меланхоличность, несвойственное ранее беспокойство. Появляется бессонница и тревожность (ребенок начал кусать ногти; дергать ногой, когда просто сидит; тарабанить пальцами по столу и т.д). Именно такой признак чаще всего отмечали у тех, кто совершал суицид, так как нервная система просто не выдерживает напряжения и человек «устает жить».
- Проблемы со здоровьем. Нарушение зрения, слуха, чрезмерная болезненность.
- Депрессия. Чем дольше и сильнее депрессия, тем сложнее увидеть что-то хорошее в жизни. Сюда можно отнести: печальное настроение, уныние, потерю интереса к жизни, чрезмерную нервозность.
- Разговоры о смерти. Проявление слишком сильного и постоянного интереса к смерти.
- Поиск информации о самоубийстве. Важно знать, чем интересуется ребенок в данный момент: что читает, какие сайты посещает. На данный пункт важно обращать внимание, когда ребенок долго пребывает в состоянии уныния.
- Употребление спиртного или наркотиков. Зачастую подростки «пробуют» алкоголь не из простого интереса, а потому, что он позволяет ему чувствовать себя эмоционально лучше.
- Наличие примера самоубийств или предыдущая попытка. Например, в семейной истории кто-то из родственников долго страдал от депрессии. Такой факт повышает вероятность того, что ребенок тоже может находиться в данном состоянии.
Очень важно вовремя заметить изменения в поведении вашего ребенка. При неярко выраженных симптомах – более пристально наблюдать за ребенком, при явных симптомах – действовать без промедления.
Естественно, что, находясь в образовательном процессе, с ребенком возможны и внештатные ситуации, которые никто не может предугадать или предсказать (конфликт с одноклассниками или в семье, потеря близкого человека и т.д.). Школьный психолог должен обладать всевозможными различными компетенциями и быть готов оказать экстренную психологическую помощь всем участникам образовательного процесса. На что следует обратить внимание школьному психологу в процессе кризисного консультирования? Педагог-психолог в данных ситуациях должен находиться в центре событий, быстро и трезво реагировать на происходящее, выстраивать стратегию в работе с ребенком, уметь быстро выстраивать доверительные отношения и располагать к беседе, быть конгруэнтным. Необходимо обращать внимание на несколько важных моментов:
- Кризисное консультирование должно базироваться на оказании ребенку экстренной помощи, которая в первую очередь направляется на работу с эмоциональным состоянием.
- Безусловное принятие ребенка и поддержка, требующие проявления эмпатии.
- Фокусировка внимания на кризисной ситуации. Возможность отражения чувств ребенка, способность откровенно говорить о проблеме.
- Проработка эмоционального переживания: гнева, злости, обиды, страха, тревоги.
- Разработка решения проблемы совместно с ребенком. Важно, чтобы ребенок выбирал подходящие именно для него способы решения проблемы.
Опираясь на данные аспекты, можно утверждать, что кризисное консультирование – экстренное консультирование, которое позволяет ребенку, находящемуся в сложной жизненной ситуации, своевременно найти признание и получить поддержку педагога-психолога, прожить свое горе, отработать свои эмоциональные переживания, найти в себе ресурсы, чтобы справиться с кризисом, улучшить свое эмоциональное состояние, снизить риск развития соматических заболеваний и адаптироваться к новым жизненным обстоятельствам.
И самое главное, о чем нужно помнить – это то, что к ребенку нужно проявлять больше внимания и заботы, больше с ним общаться, интересоваться тем, что происходит в его жизни. Быть другом и опорой для ребенка, чтобы он всегда мог прийти к родителям со своей проблемой и не стесняться просить помощь. Там, где царит любовь и понимание – всегда есть силы справиться с любыми проблемами.
Лада СМОЛЬНИКОВА,
педагог-психолог СШ №4