В Лисаковске состоялись гастроли московского балета
Максим СУШКО
Фото автора
Так приятно было наблюдать, как фойе городского центра культуры и спорта заполняется зрителем, пришедшим на балет. Редко можно увидеть такую картину – ценители искусства из числа лисаковцев впервые получили возможность стать свидетелем выступления российской труппы.
Благодарить за такой подарок горожане должны продюсерский центр «Art’El» (руководитель – наш земляк – Вячеслав ЕРМАШ) – именно он организовал гастроли труппы классического русского балета под руководством Хасана УСМАНОВА в родной для Вячеслава Лисаковск. В эксклюзивном интервью Хасан УСМАНОВ нам так и сказал: «Если бы не Вячеслав Ермаш, то вряд ли бы мы приехали в Лисаковск».
Как поется в известной песне Игоря Корнелюка, вот билет на балет. Стоил он по лисаковским меркам недешево – в зависимости от ряда его цена разнилась от 7 до 12 тысяч тенге. И надо отметить, люди могут и готовы отдавать такие деньги – в зале практически не было свободных мест.
Это одна сторона позитива. Второй позитивный пример – некоторые пришли на постановку с букетами цветов. Был даже не один букет! Это радует.
Огорчает низкий уровень культуры и воспитания некоторых лисаковцев. К сожалению, многих пришлось заставлять сдавать верхнюю одежду в гардероб. Другие, чтобы потом не стоять в очереди в ожидании своего пуховика, повесили его на руку и так прошли в зал! И это несмотря на просьбы и предупреждения участников труппы: «В верхней одежде в зал не запустим». Пришлось солисту балета объяснять и то, что головные уборы было бы уважительнее снять, а не сидеть в них перед артистами во время постановки. И еще. Не умеют лисаковцы и проходить по ряду перед зрителями! Запомните: людям вы должны смотреть в глаза – ну не должен человек, расположившийся в кресле, смотреть на вашу пятую точку – это неприлично и неуважительно так идти к своему месту. Неужели и этому надо учить?! Как и то, что после третьего звонка в театр заходить – некрасиво.
Звонков в этот раз не было. Началось все с небольшим запозданием – электронные билеты (с этим удобным и современным сервисом в Лисаковске столкнулись впервые – спасибо организаторам) долго проверяли на входе. Но ожидание того стоило.
И вот действо на сцене началось. Открывшийся занавес – и сцена городского центра культуры и спорта предстала перед зрителем в неузнаваемом виде. Такие декорации мы еще не видели – окунаешься в мир новогоднего чуда, сказки и балета. Многие на входе приобрели у Дроссельмейера программку, но появления артистов ждали все.
Музыка Петра Ильича Чайковского: как божественно и упоительно она звучала – звук лился мелодично и услаждал слух. Не напрягала громкость. Не напрягало ничего. Было два часа наслаждения. Но, видимо, не для всех – некоторые работники акимата после антракта в зал не вернулись. Да, балет такое искусство, которое надо понимать.
Большинство, конечно, были на балете до последнего. И зашли за кулисы, чтобы сфотографироваться с артистами. Руководит труппой Хасан УСМАНОВ – 50-летний артист балета в 1991 году окончил Московское академическое хореографическое училище, а в 1995 году получил диплом солиста балета и педагога в Московском хореографическом институте. Исполнял партии в российских и зарубежных балетных коллективах, а в 2004 году основал и стал руководителем труппы «Классический русский балет».
Два часа «Щелкунчика» прошло на одном дыхании. Все завороженно наблюдали, ловили каждое движение, любую эмоцию, снимали на видео и не уставали свое восхищение выражать аплодисментами и криками «Браво!» Декорации на сцене меняются, костюмы поражают своей необычайной красотой, грация артистов, их игра и профессионализм влюбляют. Одним словом – талант и профессионализм, феерия искусства. Атмосфера – словами не передать! Это надо было видеть. И рад, что попал на такой бомонд.
За несколько минут до самой постановки мы взяли два эксклюзивных интервью.
Сначала побеседовали с в ведущим педагогом, примой-балериной труппы «Классический русский балет» Натальей Борисовной КУНГУРЦЕВОЙ.
«Мы – гастролирующая труппа классического русского балета под руководством Хасана УСМАНОВА из г.Москвы, я в коллективе с 2008 года, – рассказала Наталья КУНГУРЦЕВА. – У нас в репертуаре классические балеты (весь Чайковский: «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица»), есть «Золушка» и «Ромео и Джульетта» Прокофьева, ставим «Жизель», «Дон Кихот, «Кармен».
Творческий коллектив придерживается классики, потому что зритель это понимает, ждет. В Казахстане труппа выступает уже третий раз. Если говорить о зрителе в городах, то, по словам Натальи Борисовны, в мегаполисах он более избалован, перенасыщен всем, а в малых городах, где балет бывает редко, чувствуется теплота приема, иное восприятие зрителем, энергетическая отдача, разница колоссальная: «Зритель с жадностью впитывает искусство, – подчеркнула ведущий педагог труппы. – Интерес к качественному искусству возрастает, но искусство мельчает, многие труппы не соблюдают канонов, много «отсебятины», а мы придерживаемся канонов».
Как сказала Наталья Борисовна, после пандемии такому искусству, как балет, стало тяжелее: «И педагогов меньше хороших стало, и артист выпускается не такой профессиональный».
«Как зритель может определить, что это гастроли профессионального коллектива?» – спросили мы. «Это видно по качеству декораций и костюмов, по выступлению артистов», – ответила педагог.
В Лисаковск труппа привезла и декорации, и музыку, и специальный пол – это важно. На нашей небольшой сцене выступили московские артисты! 22 человека. И сцена наша не маленькая для балета – встречаются и меньше: «У вас хорошие условия для артистов балета», – подчеркнула Наталья Борисовна.
Приходить в балет лучше в 10-летнем возрасте, а вот когда ставить точку в этой карьере – все индивидуально. «В профессиональное хореографическое училище поступают после 3 класса общеобразовательной школы, идет 8-летнее обучение, и выпускается дипломированный специалист, – рассказала тонкости Наталья Борисовна. – Затем кто-то идет получать высшее образование, на которое в зависимости от очного или заочного формата обучения уходит 4 года или 5 лет. Выходят педагоги-хореографы, балетмейстеры, исполнители…»
Классический русский балет, по мнению Натальи КУНГУРЦЕВОЙ, ценят в Сибири, Сочи, Краснодарском крае. Из казахстанских городов – Астана, Рудный, Караганда, Костанай, Семей.
Гастрольная загруженность у московской труппы сейчас большая. В пандемию они сидели дома, много ушло из балета артистов, теперь снова турне. Старт сезону гастролей – 14-15 сентября, готовиться к нему начинают за 2-3 недели, завершается тур под майские праздники. «В этом году 29 декабря у нас спектакль в Москве, а 2 января вылетаем в Красноярск», – поделилась планами педагог.
Мужчины очень тяжело сейчас идут в балет. Раньше в труппе классического русского балета было 30 артистов, а сейчас 22 – первый год такая резкая недостача. Приходится приглашать мужчин из других коллективов.
Что же дает балет? Что воспитывает? «Воспитывает дисциплину, уважение другу к другу, к педагогу, это хорошая школа жизни, – сказала балерина. – У нас люди более культурно образованы, в училище мы изучаем историю искусства, историю музыки, иностранные языки, игру на фортепиано. Балет дает молодость тела, ты всегда в тонусе. Диета – обязательна. Есть травмы – от неправильной постановки бедер. Тренировочный процесс – до тура, а во время тура – ежедневно по несколько часов на той сцене, где будет выступление. Не каждый из артистов может перейти на должность педагога – надо самому пройти через выступления обязательно».
Выделила нам время перед выступлением и прима балета, ведущая балерина классического русского балета Анастасия РАЙКОВА.
В 2005 году она окончила училище, 18 лет на сцене. Начинала с кордебалета – с этого все начинают. Благодаря педагогам, начала продвигаться по карьерной лестнице. «В 5 лет родители меня отдали в балетный кружок, который располагался в соседнем доме в г.Москве, – поделилась воспоминаниями Анастасия. – Повезло, что были хорошие педагоги. Родители дали мне право выбора: в 10 либо пойти в профессиональное балетное училище, либо в гимназию. Я выбирала сама. Остановилась на балете. Не жалею».
Наиболее комфортно Анастасия чувствует себя в балете «Жизель» — он более драматический из всей классики: помимо хореографического мастерства надо показать свой внутренний мир, эмоции. Эмоции выражаются через мимику, движения рук и ног передают чувства. «Для тела балет только травмы дает (смеется), – говорит балерина. – У меня после училища на госэкзаменах была сильная травма, восстанавливалась полгода, думала, не выйду на сцену. Выхожу на сцену – от партии зависит – станцевав 40 раз, все равно волнуешься».
«Обстановка у нас спокойная, мы круглосуточно вместе. Если будут «терки», то они будут мешать и в работе, и по жизни. Стараемся поддерживать теплую атмосферу», – отметила Анастасия. – Мы – семья».
Кстати, о семье. «Мы с мужем 15 лет женаты. Мой муж – руководитель труппы. Семья и балет совместимы. Главное понимать своего партнера. У нас многие замужем, мужья не в балете», – подчеркнула Анастасия.
Атмосфера добра царила на сцене, и ею прониклись все. И за кулисами, и в фойе долго фотографировались с артистами балета – звездной болезнью они не страдают.
Как нам сказал Хасан УСМАНОВ, в 2024 году коллектив вместе с центром «Art’El» планирует привезти в Лисаковск «Лебединое озеро». Зрители, давайте покажем более высокий уровень культуры?!