Проблема

Дети нуждаются в положительных эмоциях

О подростковом суициде в Казахстане говорить и запрещали, и разрешали, а потом пришли к выводу, что эту проблему надо обсуждать. Об этом на заседании «круглого стола» сказала директор Психологического центра «Келешек» г.Астаны Наталья Семененко. Проходило заседание в школе-гимназии, на нем присутствовали директора лисаковских школ, педагоги-психологи, социальные педагоги, а также психологи и педагоги из Астаны. Посвящен «круглый стол» был профилактике суицидального и рискованного поведения у подростков.

А проблема действительно серьезная. По словам Натальи Семененко, нигде в мире такого высокого суицидального поведения нет. И главный фактор, который влияет на поведение подростков, – семья. Чаще всего – неблагополучная семья. Так, по информации психолога психологического центра «Келешек» Акгуль Молдабековой, за 9 месяцев 2017 года в Казахстане 1 724 семьи были лишены родительских прав. И только 78 их восстановили. Самая тревожная ситуация в Павлодарской области – 301 лишение родительских прав. Но и в Костанайской этот показатель достаточно высок – 175.

66,2% казахстанских школьников страдают от насилия в школе, более 70 – от насилия в семье. Зачастую именно эти факторы вызывают у подростков мысли о самоубийстве.

«Пожалуйста, вызывайте только положительные эмоции у своих детей», – обратилась к родителям Акгуль Молдабекова

Но вызывать положительные эмоции должны не только родители, но и педагоги. Директор ОФ «Замандас-21» г.Астаны Ляззат Алшинова рассказала, как восемь лет назад обивала пороги различных кабинетов, пытаясь открыть в столице дворовый клуб. В результате ей выделили подвал, заваленный мусором. Теперь же есть уже три клуба, в каждом из которых работают более 20 кружков и секций, все – бесплатно. Их посещают 1 120 детей – и многие еще стоят в очереди, пытаясь попасть именно в эти клубы. Это при том, что клубы не финансируются из бюджета – деньги выделяют спонсоры.

Любопытно, что в Казахстане проект Ляззат Алшиновой никак не оценен, а вот в США он получил высокую оценку.

Иностранцы, кстати, тоже помогают ОФ «Замандас-21»: посольства США и Канады выделили большие деньги на приобретение хоккейной формы для ребят.

30% работающих педагогов в дворовых клубах – мужчины. И Ляззат Алшинова подчеркнула: важен баланс между педагогами-мужчинами и педагогами-женщинами. Она как-то заметила, что в кружке авиамоделирования много девочек. Заинтересовалась: какой у них интерес работать молотком? Причина оказалась банальной: педагог – мужчина, девочки же в основном были из семей, где нет отцов. А мужское воспитание нужно не только мальчикам, но и девочкам.

Ни один из подростков, посещающих эти дворовые клубы, не совершал попытку самоубийства. Хотя контингент здесь сложный: дети из неполных и неблагополучных семей, трудные подростки. Но благодаря дворовым клубам в 65% семей улучшились отношения между детьми и родителями. Сама Ляззат Алшинова считает это одним из лучших показателей своей работы. И дело в том, что здесь работают не только с детьми, но и с их родителями. Одна женщина после встреч с психологом заявила: «Никогда бы не поверила, что так могут улучшиться мои отношения со свекровью».

Один из советов Ляззат Алшиновой родителям: «Никогда ваш ребенок не будет счастлив, если вы сами не станете счастливыми».

Но вот ведь какая любопытная информация прозвучала на этом заседании: зачастую в психологической помощи нуждаются не только дети и их родители, но и… сами школьные психологи. Они загружены бумажной работой, должны сдавать много отчетов, они выполняют функции и классных руководителей, и пионервожатых. И в какой-то момент происходит «выгорание». А потому хотя бы один раз в месяц для психологов нужен тренинговый день. Раньше он был, назывался методическим днем, но его отменили. А какую помощь может оказать психолог, если он сам находится в беспомощном состоянии?

Об этой проблеме на заседании сказали и педагог-психолог шестой школы г.Лисаковска Алена Гайт, и Наталья Семененко. Позже проблема была отмечена и в резолюции по итогам заседания «круглого стола». Но будет ли вопрос решен?

И в заключение – пара советов лисаковским психологам от Натальи Семененко.

Профилактическая работа – это не беседы с подростками. Беседы дают ноль процентов усвоения, а потому на них не стоит и время тратить. Морализация лишь вызывает агрессию у детей. Беседу можно использоваться только как акт внимания к подростку.

Уровень тревожности (когда возникает опасение, что подросток склонен к суициду) – это уже следствие. И работать здесь нужно не с подростком, а с семьей, с теми, кто ответственен за его психическое состояние.

Но, наверное, лисаковские психологи и сами это прекрасно знают.

Олег ПОЛИВОДА