Профилактика правонарушений, или Ранняя беременность

Образовательный курс

Состоялось выездное заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

 

 

Олег ПОЛИВОДА

 

Прошло оно в шестой школе. Обсуждалась система работы по профилактике правонарушений в этом учебном заведении. С отчетом выступила директор школы Нина ЭПП.

Она отметила, что педагогический коллектив школы стремится, чтобы воспитательная система, включающая в себя учебный процесс, внеурочную жизнь детей, их деятельность и общение за пределами учебного заведения, обеспечивали, возможно, более полное и всестороннее развитие личности каждого ребенка, формирование его самостоятельности и ответственности гражданского становления.

В начале каждого учебного года классными руководителями составляется социальный паспорт класса, на основании которого формируется социальный паспорт школы. В течение года педагоги посещают семьи, составляют акты обследования жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетних. В результате таких посещений были выявлены сложные материальные и бытовые условия, неблагоприятный психологический климат в отдельных семьях. С родителями проводятся беседы, индивидуальные консультации, решаются вопросы по оказанию помощи таким семьям, заведены индивидуальные дневники наблюдения, карточки учета.

С сентября по октябрь проведены акции «Дорога в школу», «Жолашар» по оказанию материальной помощи детям из социально-незащищенных семей: им были предоставлены одежда, канцтовары, подарки к Новому году. В период дистанционного обучения им же выделялись продуктовые корзины.

В 2020-2021 учебном году в школе обучается 688 учащихся. Из них 15 детей из многодетных семей, 40 – из малообеспеченных, 2 живут с опекунами.

На внутришкольном учете состоит 3 человека, двое из которых недавно прибыли в школу. На учете в группе ювенальной полиции – 1, второклассник, который однажды уличен был в мелкой краже.

Правда, члены комиссии сделали замечание: этого же второклассника поставили и на внутришкольный учет, хотя ребенок не должен стоять сразу на двух учетах. Ведь это считается нарушением прав ребенка.

В профилактической работе с учащимися, состоящими на учете, продолжала Нина ЭПП, участвуют классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог, учителя-предметники, администрация школы. Используются различные формы и методы индивидуальной работы: контроль за посещением занятий, обследование материально-бытовых условий проживания ребенка, контроль за его свободным времяпровождением, изучение особенностей личности подростков, анкетирование, вовлечение подростков в общественно-значимую деятельность и в систему дополнительного образования…

Так, 87% учащихся школы посещают различные кружки и спортивные секции.

Каждую неделю классные руководители проводят десятиминутные всеобучи «Право личной безопасности», «Как вести себя в трудной ситуации».

До введения карантинных мер был проведен педагогический совет «Дети и взрослые – парадоксы общения». На него были приглашены родители, члены попечительского совета.

По мнению директора шестой школы, остается востребованным и психолого-педагогический консилиум, в работе которого принимают участие педагоги, родители, дети. Цель данного консилиума – оказание педагогической поддержки детям с низкой мотивацией обучения.

С городским органом ювенальной полиции разработан совместный план. Но, по словам Нины ЭПП, совместная работа проводится фрагментарно, нельзя говорить о системности и, соответственно, о полном взаимодействии. Конечно, сказался карантин, но и до этого школьный инспектор приходила в школу в лучшем случае один раз в месяц – минут на десять-двадцать. За весь учебный год школьным инспектором проведено лишь 4 мероприятия, одно из которых – в онлайн-режиме.

В профилактической работе, как отметила Нина ЭПП, немаловажную роль играют и органы самоуправления школы. Так, в школьной газете «Ритм» публикуются статьи о здоровом образе жизни, вреде табака. Руководитель этой газеты Глеб Футман регулярно снимает видеоролики по профилактике правонарушений, проводит опрос среди учащихся. Эта информация транслируется на экране в вестибюле школы, размещается в социальных сетях.

А результаты всей проводимой работы таковы: нет систематических пропусков уроков без уважительной причины, сократилось количество конфликтных ситуаций в классах, увеличилось количество обращений за социально-педагогической помощью к администрации школы, снизилось количество учащихся, состоящих на различных учетах.

Члены комиссии положительно оценили работу школы по профилактике правонарушений. Но заместитель акима города Гульмира ЖАРЫЛКАСЫМОВА назвала и другую проблему: ранняя беременность. В Лисаковске уже зарегистрировано два таких факта. Возможно, это случилось из-за дистанционного обучения.

В ответ прозвучало, что такая работа в школе проводится – среди учеников 7-8 классов, а вот старшеклассники «уже и сами вовсю просвещены».

С учениками работают педагоги – отдельно с теми, которых мало контролируют родители. Медиков же приглашать нет смысла, потому что у них «не педагогический подход»: они говорят не о том, что не нужно вступать в связь, а о том, как предохраняться.