Читай, город
Последний раз в рубрике «Читай, город» я рассказывал об авторах, публикующих свои произведения на сайте Проза.ру
Продолжу эту тему, потому что не обо всех интересных писателях и поэтах я смог тогда рассказать.
Олег ПОЛИВОДА
Фото из интернета
Да, именно «и поэтах», потому, что хотя сайт и называется «Проза», но многие авторы публикуют здесь и свои стихи.
В молодости я увлекался поэзией, но с возрастом к ней охладел. Благодаря сайту Проза.ру, у меня снова проснулся к ней интерес: здесь много великолепных стихов и интересных поэтов.
Начну с Марины Коробейниковой. И, прежде всего, скажу о том, что у нее много пародий. Был когда-то такой пародист – Александр Иванов, которого люди моего поколения наверняка помнят хотя бы по передаче «Вокруг смеха». Кто-то назвал Александра Иванова полезным волком, потому что своими пародиями он высвечивал халтуру – плохие стихи.
Так вот, Марину Коробейникову я бы поставил в один ряд с Александром Ивановым.
Можно ли написать пародию всего из четырех строчек и написать так, чтобы это было действительно смешно? Сделать это чрезвычайно сложно. Но Марина Коробейникова это умеет.
Вот стихи:
седьмой десяток лет у волги
и наконец речной поток
вернул мне синенький и скромный
платок
А вот и пародия на них Марины Коробейниковой:
почти столетье у урала
уж не ждала но невзначай
река скелет на днях прислала
чапай
Впрочем, есть у нее просто стихи, не менее остроумные: «Катерина», «Халахуп»… Но есть и серьезные: «Киллер Джек» (стилизация под Владимира Высоцкого, к которому Марина Коробейникова относится с большим уважением), «Письмо Владимиру Семеновичу Высоцкому», «Монолог Бурана», «Пылающий жираф». Так что если вы любите поэзию, то рекомендую. Сам я у Марины Коробейниковой прочитал все, что она опубликовала на сайте.
Рекомендую я еще одного поэта – Лидию Мнацаканову. Вот что она сама сообщает о себе: «Член Союза писателей России. Вышли книги «Знаки любви», «Золотое сечение», «Живое слово», «Сергейкина книжка», публикации в журналах и литературных газетах. В 2013 году состоялась презентация концерта песен на стихи Лидии Мнацакановой в Болгарии (Камчия, Варна) в исполнении болгарской певицы Зои Балтаджиевой».
Добавлю, что Лидия Мнацаканова была знакома с известной поэтессой Риммой Казаковой и написала о ней воспоминания.
Но дело даже не в регалиях, на сайте немало авторов, опубликовавших свои книги. Речь, прежде всего, об уровне поэзии, а он у Лидии Мнацакановой очень высокий. Стихи искренние, прозрачные, как родниковая вода, честные, а в наши времена это дорого стоит.
Назову некоторые ее стихи, которые стоит прочитать: «Когда-нибудь…», «Золотая нить», «Любимый мой!», «Время не торопи», «Осенний возраст», «Любовь есть Свет», «В электричке» – но продолжать можно еще долго.
Я приведу лишь несколько строк из стихотворения «Любовь есть Свет»:
Распяли на Кресте. Давай молиться
и дальше неугодных распинать –
не так стоишь, не те слова глаголишь,
и что-то подозрительно молчишь,
и не у тех богов не то ты молишь…
Это о каком времени сказано? Или времена не меняются?
Пишет Лидия Мнацаканова и прозу, которая такого же высокого уровня, как и ее стихи. Есть, например, у нее документальная повесть «Браслет для осужденных» — о талантливом российском изобретателе, которого отправили в тюрьму по надуманному обвинению. Как убедительно это написано! Главу «В камере-одиночке» я прочитал несколько раз. В ней нет точек. И точек действительно нет: кажется, время тянется бесконечно. В армии я сидел на гауптвахте один в камере и понимаю это состояние. Но там хотя бы понимаешь — за что. И понимаешь главное — недолго. А вот когда арест еще и укладывается в одно короткое, как выстрел, слово «абсурд»…
Один из моих любимых авторов этого сайта – Галина Савинкина. Она тоже пишет стихи – хорошие стихи. Мне кажется, высший пилотаж в поэзии (хотя почему только в поэзии?) – о грустном рассказать с иронией. И это есть в ее стихах.
Но главное у нее все-таки проза. Для начала могу посоветовать ее небольшую студенческую повесть «Прожиточный минимум красоты». Хороший стиль. Еще что мне интересно: женский взгляд. При этом еще и взгляд художника. Зоркий. И, конечно, – воспоминания о студенческой жизни, пусть это и чужая жизнь. Все равно читаешь с ностальгией. Лучшие годы!
Но и рассказы читаешь с большим удовольствием: «Зверье мое», «Про лентяя», «Кошки-мышки», «Сказка про Липунюшку», «Дружок». Даже ее детские рассказы – неожиданно для себя – я прочитал на одном дыхании. Увидеть огромный дивный мир детскими глазами – большой талант. Но суметь рассказать о нем так, чтобы смогли увидеть и другие, – талант еще больший.
Кажется, у Галины Савинкиной простая проза, без всяческих стилистических изысков, но есть в ней какое-то волшебство: интересное наблюдение, яркая деталь, тонкая ирония, неожиданная фраза. Это и называется настоящей литературой.
Но вот от поэзии я снова вернулся к прозе.
Пожалуй, один из первых авторов сайта Проза.ру, который произвел на меня сильное впечатление, – Евгений Жироухов. Собственно говоря, с его рассказов и повестей и началось мое открытие произведений, здесь опубликованых.
У него жесткая проза, которую иные читатели опрометчиво называют чернухой. Но эта проза – правда жизни, которой Евгений Жироухов не боится смотреть в лицо.
Вот, допустим, повесть «Колымская баллада». В свое время я прочитал немало «лагерной литературы»: Солженицын, Шаламов, Владимов, Максимов, Лев Разгон, Довлатов, Евгения Гинзбург, воспоминания Георгия Жженова… После них современных авторов я не очень уже воспринимаю. Но вот эту повесть тоже могу занести в свою «копилку». Сюжет, стиль – все это есть в «Колымской балладе». И идея хорошая. Я ее понял так: каждый по-своему понимает свободу, сам ее выбирает для себя и сам же за нее умирает.
Повесть «Биндюжка». Примерно такой и была вся горбачевская перестройка: переполох в курятнике, нарушение привычного уклада жизни — и на коне оказывается тот, у кого язык лучше подвешен. А в итоге заканчивается тем же, что было и раньше: закручиванием гаек и работой на собственный карман. Потому что ничего другого делать не умеют. И не хотят.
Повесть «Ученик Удава». Написано жестко, но честно. А концовку повести я понял так: «Удава» задавила собственная подлость. Но народился новый, пока что честный, но уже морально созревший для того, чтобы шагать по головам. А как замечательно описана казахстанская степь!
Рассказ «Больше – никому». Вот так постепенно и ломает служба хороших людей, превращая их в жестких и равнодушных исполнителей. А детали просто великолепны: «Тут Анька смутилась, опустила глаза и закачала в руках, как ребенка, запеленатые в тряпку емкости с самогонкой» и «Та быстро вскинула голову, посмотрела на Благовского с надеждой и мольбой, как, наверное, смотрит наверх упавший в колодец котенок». На первый взгляд, не жалеет автор свою героиню, но этих двух фраз вполне достаточно. Без сантиментов, но в то же время и трогательно.
Но Евгений Жироухов умеет быть и беспощадным сатириком. Как лихо расправляется он с «истинными патриотами» в короткой повести «Он строил Бам» (именно так и написано слово «БАМ», и, полагаю, в таком написании тоже заложен сатирический подтекст), сколько здесь сарказма! Я опасался, что автор убьет своего главного героя по фамилии Трофимов, а это не соответствовало бы правде жизни. Трофимова не убьешь, Трофимов бессмертен! Но и Евгений Жироухов это прекрасно знает.
И в заключение упомяну еще несколько писателей.
Бондарев Александр. На его странице всего четыре рассказа, но если вы любите серьезную фантастику, которая заставляет думать, то вам сюда.
Саша Бон. Прежде всего, советую прочитать его пронзительный рассказ «Лестница», а также остросюжетный роман «Заговор слепых». Я бы назвал этот роман постмодернистским.
Николай Ревлис. Хороший юмор, отточенный стиль: ничего лишнего, каждая строчка, каждое слово на своем месте. Прочитайте хотя бы его рассказы «Переполох в зоопарке» или «День Оленя».
Но у Николая Ревлиса до обидного мало читателей. Может быть, потому, что сам он редко заходит на страницы других авторов. Что называется, «не светится», вот и о нем мало кто знает.
К слову, на этом сайте есть так называемые боты: те, кто ничего не читает, но ежедневно заходит на страницы других авторов. Даже и не сами заходят, а настроили свой компьютер соответствующим образом. Зачем? А затем, что вежливых людей здесь много, и они обязательно нанесут ответный визит на твою страницу. И у тебя постоянно прибавляются читатели, количество которых подсчитывается автоматически. Правда, эта цифра материально ничего почти не дает, разве что призовые баллы, с помощью которых можно опубликовать анонс своего текста.
Но ведь и тщеславие никто не отменял! Одного автора здесь вообще объявили гением только потому, что у него более 500 тысяч читателей. Хотя ведь даже книги с огромными тиражами ничего не доказывают: как раз чаще всего читают низкопробную литературу.
Но это уже издержки сайта Проза.ру. Мелкие издержки. Плюсов же – и плюсов больших – у него значительно больше.