Работа в группе

Урок в таком формате дает больше результатов

На базе школы-гимназии №91 г.Нур-Султана, 7 июня состоялась V ежегодная городская научно-практическая конференция «Исследование урока (LessonStudy): опыт казахстанских школ», организованная Центром педагогического мастерства NIS.

Участниками конференции стали более 600 педагогов общеобразовательных школ, сети НИШ г. Нур-Султана, дошкольных организаций образования и мы, учителя истории из Лисаковска.

На конференции были представлены 72 постера по исследованиям, которые провели педагоги. На пленарном заседании выступил почетный генеральный секретарь Всемирной ассоциации Исследования урока, профессор Лестерского университета доктор Питер Дадли, который отметил важность развития подхода Lesson Study в школах и обмена результатами исследований между учителями на таких диалоговых площадках.Всего на конференции работало 6 секций, в которых свойопыт работы представили 85 коллег в различных формах: мастер-классы, педагогический батл, выступления, презентации, сообщения.

Процессом нашего исследования мы поделились на мастер-классе в секции «Исследования педагогов-практиков общественно-гуманитарного направления». Коллеги высоко оценили нашу работу.

В течение всего учебного года под руководств омзаместителя директора по методической работе, педагога-исследователя, учителя истории Елены ГОРБУНОВОЙ и куратора ЦПМ Сапуры ЖОЛДАСБАЕВОЙ,мы проводили исследование: как эффективно организовать групповую работу для реализации целей обучения на уроках истории. Объектом исследования стали урок истории, а предметом – организация групповой формы работы на уроках истории. Цель: теоретически обосновать и апробировать эффективные формы и возможности групповой работы для достижения учащимися целей обучения. Мы выдвинули гипотезу, что при регулярном использовании групповой формы работы, достижение учащимися целей обучения будет быстрее и эффективнее.

Мы планировали, проводили и наблюдали уроки, улучшали их и снова наблюдали уроки, которые проводила педагог-эксперт Зумрат АСАНОВА.В роли наблюдателей были Елена ГОРБУНОВА, педагог-модератор Кира ПОТАПОВА и я.

Исследование вели на одном из классов, который обозначили как экспериментальный. Для чистоты исследования в конце провели урок в контрольном классе.Всего провели 12 уроков, в результате которых была собрана методическая база апробированных заданий к групповой работе по курсу истории Казахстана 6 класса. Качество знаний учащихся экспериментального класса по истории Казахстана повысилось. Большая часть учащихся этого класса училась работать в группе и достигать целей обучения.

Мы систематизировали результаты исследования для дальнейшей работы, разработали алгоритм наблюдения за уроком, выяснили, что он является цикличным. На каждом новом уровне идет расширение знаний о классе, его возможностях.Данный алгоритм способствует формированию успешного урока с использованием групповой работы учащихся.

В процессе исследования каждый из нас по-другому посмотрел на свою деятельность на уроке, обогатил свой опыт. Наше исследование подтвердило гипотезу о том, что при регулярном использовании групповой формы работы, большинство учащихся достигают целей обучения.

 

Мария БАЯХМЕТОВА,

учитель истории и самопознания

школы-гимназии