Радость через творчество

О занятиях в ясли-саду «Балапан»

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

В. А. Сухомлинский.

Большое значение в формировании личности дошкольника придается изобразительной деятельности. На каждом занятии дети встречаются с искусством, что помогает им увидеть красоту в жизни, а общее чувство удовлетворения за проделанную работу является основным признаком образовательного процесса в организованной творческой деятельности.

Отображая жизненные факты в рисунке, ребенок развивается в познавательном отношении, развиваются его память, мышление, воображение. Изобразительную деятельность можно назвать самым массовым увлечением дошкольного возраста. Практически все дети проявляют не только склонности, но и способности к изобразительному искусству. При благоприятных условиях эти способности могут успешно развиваться и совершенствоваться. Чаще всего дети любят рисовать. Рисуя, дети часто выражают свои переживания: одни машут руками, громко разговаривают, поют, другие шепчут что-то потихоньку, у третьих изменяется выражение лица. В этом выражается сопереживание или перенесение переживаний другого на себя, способность поставить себя на место другого. А это всегда связано с анализом своих действий и ведет, в конечном счете, к самовоспитанию.

Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников. Дети осваивают также опыт работы с некоторыми орудиями творческой деятельности (карандаш, кисть, ножницы), знакомятся с материалами (бумага, краска, пластилин, тесто, глина, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы.

В процессе изобразительной деятельности активно формируется речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; воспитываются нравственно-волевые качества: наблюдательность, настойчивость, активность, самостоятельность, инициатива, чувство товарищества, взаимопомощи, умение выслушивать и выполнять задание, потребность и умение доводить начатое до конца, преодолевать трудности; развитие эстетических чувств у детей позволяет им формировать эстетические оценки предметов и их отдельных характеристик. Творческая деятельность способствует развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, тем самым имеет огромное значение для последующего обучения письму в школе.

Таким образом, можно сделать вывод, что важной особенностью детского творчества является сосредоточенность на самом процессе, а не на результате. Другими словами, важна сама творческая деятельность, создание чего-то нового, а вопрос о ценности детских творений отходит на второй план. Однако если взрослые акцентируют внимание на оригинальности и неповторимости детских творений, дети испытывают большой душевный подъем.

Педагогам и родителям очень важно поддерживать ребенка в создании его творений и рекомендуется следовать нескольким советам:

  1. При обсуждении творческого задания с ребенком занимайте позицию равного: «Интересно, а что ты об этом думаешь?»
  2. Проявляйте искренний интерес к решению ребенка, даже если не считаете его заслуживающим вашего внимания, нелепым или глупым: «Мне нравится твоя работа, потому что … (назвать ребенку не менее пяти признаков)».
  3. Если уровень выполненного задания не удовлетворяет ребёнка, постарайтесь при беседе с ним показать возможности дальнейшего роста: «Да, сегодня твое решение может быть и не самое лучшее, зато в твоей работе … (указать достоинства решения и похвалить самого ребенка)».
  4. Оценивая выполненную работу своего ребенка, покажите ее достоинства и недостатки: «Это хорошо, потому что…, это плохо, потому что …»
  5. По возможности, оказывайте помощь вашему ребенку в творческой работе.

В завершение хочется вспомнить высказывание знаменитого писателя, педагога В. А. Сухомлинского: «Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка».

 

Камила БУРАМБАЕВА, Валентина ЧЕЛОГУЗОВА,

педагоги ясли-сада «Балапан»