Реклама: новый формат

Пресс-клуб

На заседании пресс-клуба руководитель отдела архитектуры и градостроительства Надежда Патрикеева рассказала о грядущих изменениях, которые коснутся вопросов рекламы.

Как отметила Надежда Патрикеева, в отделе архитектуры и градостроительства осуществляют прием и рассмотрение уведомлений о размещении наружной (визуальной) рекламы на открытом пространстве за пределами помещений. А также осуществляют – в пределах своей компетенции – контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о рекламе, выявляют наружную (визуальную) рекламу, размещенную без уведомления или без согласия собственников зданий.

Что касается изменений, то коснутся они, в частности, оформления витрин и окон. Ранее законом было предусмотрено, что внешнее или внутреннее оформление витрин допускалось образцами товарной продукции – это не считалось рекламой и могло осуществляться бесплатно.

«Но на днях изменения вступят в силу, после которых будет разрешаться на бесплатной основе только внутреннее оформление витрин образцами товарной продукции», – подчеркнула Надежда Патрикеева.

И пояснила: если раньше можно было, например, рисунок хлеба, молока или же семечек и макарон бесплатно разместить на внешней стороне витрины продуктового магазина, то теперь их не получится размещать бесплатно. Это будет реклама, и за нее надо платить.

В общем, если вывеска, манекен с одеждой выставлены в окнах, но находятся внутри здания, то платить за это не придется. Если же снаружи – уже за деньги.

«Чтобы продолжить размещать рисунки продаваемых товаров, необходимо сфотографировать их эскиз, собрать ряд документов и получить в отделе архитектуры разрешение на их размещение. И ежемесячно платить налог, в зависимости от размера изображения. При направлении уведомления плательщики прилагают документ, подтверждающий внесение в бюджет суммы платы за первый месяц размещения наружной (визуальной) рекламы. Например, за рисунок размером до 2 кв. м ежемесячно нужно платить 1 МРП, то есть 2 525 тенге», – сказала Надежда Патрикеева.

Тексты также считаются рекламой, если это не вывеска. Например: предприниматели рекламируют свои услуги по пошиву одежды, по ремонту автомобилей, по оказанию косметологических услуг…

«Все направлено на то, чтобы стимулировать предпринимателей к улучшению стиля, облика зданий, чтобы фасады зданий не были обклеены, а чтобы они были освещены, и на витринах была только сама товарная продукция», – подчеркнула руководитель отдела архитектуры и градостроительства.

Получение разрешительных документов переходит в уведомительный порядок. Получение разрешения делится на два этапа: получение разрешения на саму рекламную конструкцию, сооружение, где будет висеть реклама, и направление уведомлений на саму рекламную картинку. Разрешение нужно получать один раз, а уведомление на рекламную картинку – отправлять каждый раз, когда она обновляется. Раньше на саму картинку тоже нужно было получать разрешение, а теперь достаточно будет отправить эскиз изображения в отдел архитектуры.

Если спустя 5 рабочих дней к предпринимателям не пришло возражение, значит, все в порядке. Правда, по размерам эта картинка должна быть такой же, как и прежняя.

Размещение наружной (визуальной) рекламы облагается налогом и подлежит ежемесячной оплате в налоговый орган по местонахождению рекламного объекта.

Изменятся и сроки оплаты рекламы. Если раньше оплату можно было произвести через месяц после размещения рекламы, то теперь – до 25 числа текущего месяца. И, как уже сказано, ежемесячно.

К наружной (визуальной) рекламе не относятся:

1) вывеска;

2) информация о режиме работы;

3) афиши культурных, спортивных и спортивно-массовых мероприятий, размещаемые в специально отведенных местах;

4) индивидуализация технических средств обслуживания и транспортных средств;

5) информация о видах нефтепродуктов, ценах на нефтепродукты, наименовании и логотипе продавца, размещаемая при въезде на автозаправочные станции;

6) информация (сведения) о культурных ценностях и (или) об объектах историко-культурного наследия, в том числе о памятниках истории и культуры;

7) информация, содержащая сведения о курсах покупки и (или) продажи наличной иностранной валюты за тенге, размещаемая возле обменных пунктов;

8) внутреннее оформление витрин и окон для внешнего визуального восприятия следующего характера: товарная продукция, размещаемая внутри помещений; виды оказываемых услуг; средства индивидуализации; декоративное и праздничное оформление.

Собственники объектов наружной рекламы или лица обязаны:

– содержать объекты наружной (визуальной) рекламы в надлежащем эстетическом, санитарном и техническом состоянии;

– обеспечить безопасность объектов наружной (визуальной) рекламы для жизни и здоровья людей, имущества всех форм собственности;

– по истечении срока размещения, установленного договором, в течение тридцати календарных дней демонтировать объект наружной (визуальной) рекламы.

Уведомление направляется не менее чем за пять рабочих дней до предполагаемой даты размещения наружной (визуальной) рекламы.

К уведомлению прилагаются:

1) форма сведений, содержащая информацию о периоде и месте размещения наружной (визуальной) рекламы;

2) документ, подтверждающий внесение платы за первый месяц размещения наружной (визуальной) рекламы в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан;

3) описание рекламы в произвольной форме на казахском и русском языках с приложением ее эскизов.

Местные исполнительные органы вправе дать обязательные для устранения письменные мотивированные замечания к представленным материалам.

В случае предоставления местными исполнительными органами замечаний, наружная (визуальная) реклама может быть размещена только при условии устранения замечаний.

На территории Республики Казахстан запрещается размещение объектов рекламы без разрешения уполномоченного органа.

При отсутствии соответствующего разрешительного документа основанием для взыскания и внесения в бюджет суммы платы является фактическое размещение объектов наружной (визуальной) рекламы.

Как подчеркнула Надежда Патрикеева, бегущая строка тоже является рекламой. А вот название, например, магазина или предприятия, а также их логотип – нет.

Отдел архитектуры планирует проводить на постоянной основе совместные рейды с управлением государственных доходов по выявлению фактов незаконного размещения объектов рекламы в г.Лисаковске.

Отвечая на вопрос журналистов, руководитель отдела архитектуры и градостроительства сказала, что ежегодно в бюджет города от размещения наружной рекламы поступает порядка 3 млн тенге.

Теперь же, судя по всему, поступления значительно возрастут. Либо предпринимателям придется избавляться от наружной рекламы.

Олег ПОЛИВОДА