Рухани жангыру

 Сакральные  объекты КОСТАНАЙСКОЙ области        

Духовные ценности  

 

ОБЕЛИСК Сейткулу Маманулы (Кипчаку)  

В этой истории речь пойдет о реальном человеке – Кипчаке Сейткуле, земледельце.

И.Алтынсарин в своем рассказе «Кипчак Сейткул» писал об обычных дехканах: «В то время, когда в обычае была барымта, кипчак Сейткул жил с тридцатью сборными лачугами бедняков. Он задумался над тем, как бы сделать их богатыми, чтобы они могли жить как люди. Заниматься торговлей не было средств, если же промышлять барымтой и угоном чужого скота, то в один прекрасный день враги тоже могут отобрать награбленное, ибо, как говорят старые люди, «голова барымтача должна, в конце концов, остаться на дороге. Все это обдумав и взвесив, Сейткул решил прежде всего найти удобное место для стоянки. Объездив много мест, он, наконец, задумал поселиться в Тургайской степи, в долине реки Кабырги. Он решил, что отсюда далеко расположены Ургенч и Коканд, и к тому же это место находится в стороне от башкир и калмыков. И если случится беда, то они близко будут находиться к кипчакскому роду. Поэтому это место понравилось Сейткулу. Поразмыслив одну зиму на старом месте, он в теплое летнее время перевез всех своих плохо одетых бедняков к речке Кабырге».

Прибыв к берегам Кабырги, Сейткул взял в руки кетмень и раздал кетмени тридцати беднякам. Они принялись ровнять и подготавливать землю для посевов. По примеру того, что они видели в Туркестане, вывели воду из речки в арыки и стали поливать посевы. Когда поспел хлеб, они сжали  посевы и собрали урожай. На новом месте Сейткул из года в год стал все увеличивать посевы. Возле арыка поставили чигири и стали гнать чигирями воду на посевы (в то время сеяли только пшеницу, ячмень и просо). Продолжая обменивать на скот излишки хлеба, они стали богатыми. Видя все это, кочевавшая беднота из разных родов стала прибывать к Сейткулу, и через каких-нибудь пять-шесть лет аул Сейткула уже доходил до четырехсот хозяйств.

Постепенно  Сейткул стал уважаемым в народе человеком. Далее он задумался над тем, как бы сберечь добытое трудом и потом богатство народа от  врагов — воров, степных волков.  Сейткул собрал народ и, посоветовавшись с ним, построил в удобном месте, на берегу реки, высокую стену из дерна, а к скоту приставил пастухов и вооруженную стражу…

Кипчак Сейткул Маманулы был не только мастером на все руки, но и искусным оратором. В народе сохранились слова-изречения, сказанные Кипчак Сейткулом: «Посеешь хлеб – не узнаешь бед», «Живущий вдоль реки, не знает голода». Эти и многие другие его изречения стали известными пословицами.

По словам уважаемого султана Тлеу Сейдалина, Сейткул умер в 1830-х годах в местечке  Карабидайык Джангельдинского района.  Народ, почитавший этого мудрого человека, так и живет на берегу реки Кабырга.

 

Обелиск Сейткулу Маманулы — кипчаку возведён в 1965 году в  Джангельдинском районе, Албарбогетского сельского  округа,  в селе Кокалат.

 

 

Как ехать? От Костаная до поселка Коколат  590 км. Дорога до Амангельдинского района по трассе хорошая. Далее грейдерная и полевая  -удовлетворительная. Требуется реконструкция.