С места событий

Ох, нелегкая эта игра…

28 февраля состоялась пятая игра школьной лиги «Что? Где? Когда?» сезона 2019 года. Против педагогов играла команда третьей школы.

ИГРА ПЯТАЯ

Первый раунд для команд школьников в этом году традиционно начинается неудачно: пока что его смогли выиграть лишь старшеклассники школы-гимназии. Все остальные проиграли.

Проиграли его и ученики третьей школы, не сумев правильно ответить на вопрос с подвохом заместителя директора шестой школы Людмилы ТОРОПЧИНОЙ. Но с ее вопросами чаще всего не справляются и команды других школ.

Второй вопрос от директора школы-гимназии Ларисы ЕЛИСЕЕВОЙ был полегче: «Почему русские и болгары никогда не смогут договориться в споре?» По крайней мере, команда шестой школы, которая присутствовала на этой игре и которой еще предстоит сыграть, знала на него ответ. Третья же школа ответила: «Потому что они разговаривают на разных языках».

Правильный же ответ: болгары, когда хотят сказать «нет», утвердительно машут головой сверху вниз, а когда говорят «да» – поворачивают голову из стороны в сторону.

Лариса ЕЛИСЕЕВА даже объяснила, почему у болгар так повелось. Есть предание, что во времена османского владычества болгары специально поменяли жесты согласия и отрицания, чтобы обманывать турок. Когда турки требовали от болгар отречься от Христа, они приставляли к шее острый кинжал. В случае отрицательного движения головой человеку перерезали горло. Чтобы избежать смерти и не отречься от Христа, болгары и поменяли жесты местами.

А затем выпал «блиц». Но и первый его вопрос был достаточно простым: «Этот материал поистине бесценен. Из него пьют, едят, делают дома, произведения искусства, украшения, на нем «писались» древние книги. Что это за материал?»

У команды было две версии: камень и дерево, они выбрали камень. Хотя речь в данном случае идет о глине.

А вот четвертый вопрос от учителя школы-лицея Натальи МЕНОВЩИКОВОЙ был невероятно сложным: «Роман Марка Хэддона начинается со второй главы. Также в нем нет глав 4, 6, 8, 9 и ряда других. В 19-й главе книги герой утверждает, что ОНИ используются для военных целей и всякий, нашедший экземпляр длиной более ста, может продать его ЦРУ за десять тысяч долларов. Герой же фильма Андреаса Ёманна не любит ничем делиться с другими людьми. В одном из эпизодов герой рассказывает, что ему всегда нравились ОНИ. Просто назовите ИХ двумя словами.

Здесь самое время было брать помощь клуба, но и клуб бы ничем не смог помочь: никто в зале не знал ответа. А вы догадались? Это простые числа.

И счет стал 0:4.

Зато в следующем раунде ученики третьей школы помощью клуба воспользовались и сократили счет. Хотелось верить, что этот раунд станет переломным, но снова выпал сложный вопрос.

«Одно значение этого слова происходит от немецкого слова, означающего «недостаток», а другое – от древнерусского глагола «брати». Что это за слово?» – спросила учитель казахского языка и литературы первой школы Ляззат БЕКМАГАМБЕТОВА.

Команда ответила: кредит. Ведущий Максим СУШКО переадресовал вопрос в зал, но и там были неверные версии: дефицит, изъян, взятка. А все оказалось гораздо проще – брак.

В седьмом раунде команде третьей школы опять удалось сократить счет – и снова появилась надежда.

И тут же выпал «суперблиц»: три вопроса по 20 секунд обсуждения на каждый. Причем, за столом остается только один игрок. Пока что ни одна команда не смогла «суперблиц» выиграть.

Команда третьей школы приняла решение, что играть «суперблиц» должна самая юная участница – восьмиклассница Шаттык ШАЙМЕРДЕН. И на первые два вопроса она сумела ответить. Третий вопрос «суперблица» Максим СУШКО назвал легким. Хотя здесь можно поспорить.

Судите сами. «Ползут 3 черепахи. 1-я черепаха говорит: «За мной ползут две черепахи». 2-я черепаха говорит: «За мной ползёт одна черепаха и передо мной ползёт одна черепаха». 3-я черепаха: «Передо мной ползут две черепахи и за мной ползет одна черепаха». Как такое может быть?»

Вопрос задала старшая вожатая Октябрьской средней школы Жанар АЛДАМЖАРОВА.

Моя коллега из «Лисаковской нови» Елена СПОДАРЬ предположила, что третья черепаха видит свою тень. Я же решил, что черепахи ползут по какой-то замысловатой траектории. Но что это за траектория такая, позволяющая третьей черепахе видеть трех черепах, хотя она должна видеть только двух?

Шаттык ШАЙМЕРДЕН тоже сказала: четвертая черепаха – это тень. Правильный же ответ: черепахи ползут по кругу.

Правда, этот ответ и мне, и Елене показался не очень убедительным. Разве что черепахи ползут быстрее, чем разговаривают, и при этом ползут вокруг дерева. Первая скрылась за поворотом и тут же появилась сзади, вот третья черепаха и обманулась в своих расчетах…

В общем, логику третьей черепашки мы с Еленой СПОДАРЬ так и не поняли. Потому, наверное, что мы с ней филологи да еще и испорченные журналистикой: привыкли манипулировать (или правильнее сказать – оперировать?) только конкретными фактами.

Дома я этот вопрос нашел в интернете. Там у пользователей еще более оригинальные ответы на эту загадку: «Третья черепаха врет», «У нее двоится в глазах», «У нее зеркало», «Такое у нее мировоззрение», «Третья черепаха – шизофреничка»…

Но все это – уже эмоции после игры. Вопрос про черепах был признан лучшим, а команда третьей школы проиграла со счетом 2:6. Но это – игра. Кто-то выигрывает, кто-то проигрывает.

Лучшим игроком встречи признана Шаттык ШАЙМЕРДЕН.

Олег ПОЛИВОДА

Фото предоставлено Молодежным ресурсным центром