С возвращением, «Что? Где? Когда?»

9 февраля – День казахстанской молодежи

Честно сказать, я соскучился по школьной игре «Что? Где? Когда?». Два с половиной года не проводилась она в Лисаковске, но вот наконец-то вернулась – при поддержке отдела внутренней политики, Совета по делам молодежи и посвященная Году молодежи. А первые две игры и приурочены были ко Дню молодежи.

ИГРА ПЕРВАЯ

Первыми за стол сели учащиеся первой школы. И начали они из рук вон плохо: после первых двух вопросов счет был 0:2 в пользу учителей, которые задавали вопросы. Да и варианты ответов у них были какие-то невразумительные. Например, на вопрос от заместителя директора СШ№6 Людмилы ТОРОПЧИНОЙ (он, кстати, был признан лучшим в этой игре, а автор получил премию): «Почему поддельные документы называют «липой»?» ученики ответили: «Потому что липа похожа на облепиху». Но при чем здесь облепиха, пояснить не смогли.

А ответ интересный: «Липок» – орудие карточных мошенников. Это слово родственно прилагательному «липкий». Шулеры называли «липком» клейкую мазь – ею скрепляли две карты, чтобы по необходимости можно было открыть любую из них. Тем же липком к картам приделывали лишние очки, превращая, например, восьмерку в девятку или десятку. Очки могли стираться движением пальца. От слова «липок» и возникла «липа» в значении «подделка».

Сами же «знатоки» так объяснили свой невнятный ответ: «Играем первый раз и пока не умеем грамотно формулировать ответы». Кроме того, никто из них (за исключением капитана команды Виктора ВОЛОДЧЕНКО) ни разу не смотрел ни по телевизору, ни в интернете игры «Что? Где? Когда?»

Казалось бы, разгрома не избежать. Но – нет. Уже через два раунда счет стал 2:2. Правда, в одном случае «знатоки» воспользовались «Помощью клуба».

Но затем выпал блиц. И первым был вопрос от учителя истории и самопознания школы-гимназии Марии Баяхметовой: «Какой узел нельзя развязать?»

«Знатоки» вызвались дать досрочный ответ, но в итоге ответили неправильно: морской. Ведущий Максим СУШКО переадресовал вопрос в зал, но и в зале выдали неверную версию: гордиев узел. На самом же деле, если проявить упорство, можно развязать любой узел. Кроме железнодорожного.

Вопрос от учителя физики школы-лицея Виктора ПРАХНАУ: «Немецкий математик Эдмунд Ландау поручал своим аспирантам изучать присылаемые ему доказательства Великой теоремы Ферма и отправлять всем ответ на бланке, текст которого перед вами: «Уважаемый …! Благодарю Вас за присланную Вами рукопись с доказательством Великой теоремы Ферма. КРАЙНЯЯ ИСТИНА находится на стр. … в строке …». Какие слова стояли вместо слов КРАЙНЯЯ ИСТИНА?»

И снова прозвучал не совсем понятный ответ: «Теорема Ферма». А следовало ответить «Первая ошибка».

Но знатоки сумели сократить и даже сравнять счет. Но тут же им достался супер-блиц. За столом оставили самую юную участницу – Дарину ДОСПАНОВУ. На первые два вопроса супер-блица она ответила, а вот на вопрос от педагога-психолога Октябрьской средней школы Татьяны ЧЕРНЫШЕВОЙ: «За какими латинскими ощущениями то и дело гоняются журналисты?» ответить не смогла. А гоняются журналисты, естественно, за сенсациями: senso – от латинского – чувствую.

От поражения «знатоков» отделяло только одно очко. Но вот ведь что удивительно: ответив на два следующих вопроса, они сумели одержать победу со счетом 6:5. С чем их и поздравляем!

А лучшим игроком была признана Дарина ДОСПАНОВА.

ИГРА ВТОРАЯ

Вторыми играли ученики школы-гимназии. И вот они-то начали куда увереннее, ответив на первый вопрос и поведя в счете. Но и они тут же споткнулись на вопросе от Людмилы ТОРОПЧИНОЙ: «Благодаря какому острову родилась пословица: «Россия – родина слонов»?»

Версия у «знатоков» была: Новая земля, где водятся морские слоны. Правильный же ответ: Соловки, на которых при И. В. Сталине были расположены Соловецкие Лагеря Особого Назначения. Аббревиатура – СЛОН.

Затем выпал блиц, и «знатоки» срезались на первом же вопросе. 1:2.

А после блица – 13-ый сектор и достаточно сложный вопрос (он был признан лучшим и отмечен премией): «Я злопамятен, – говорил в романе «Двадцать лет спустя» Арамис, он же – аббат д’Эрбле. – Это единственное, что роднит меня с…» А с кем или с чем, по мнению Арамиса, роднит его злопамятность?»

Школьники решили, что он так говорил о змее-искусителе, которого вместе с Адамом и Евой изгнали из рая. Не смогли на вопрос ответить и в зале, хотя версия, близкая к правильному ответу, прозвучала: «Возможно, Арамис говорил о Боге или дьяволе». На самом же деле аббат д’Эрбле имел в виду церковь. Счет стал 1:3.

Однако школьники сумели сравнять счет, но потом снова стали проигрывать. И ведь вопрос Людмилы ТОРОПЧИНОЙ был простым: «Назовите столицы двух стран: Сингапура и Туниса». Даже не зная правильного ответа, нужно было лишь включить логическое мышление – и ответ бы пришел сам: Сингапур и Тунис. Впрочем, про столицу Сингапура они догадались, а вот столица Туниса, по их мнению, Триполи.

Но это была их последняя ошибка. Окончательный счет игры – 6:4 в пользу «знатоков». Теперь команда учащихся школы-гимназии претендует на попадание в финал, где сыграет команда, обыгравшая учителей с самым крупным счетом.

Лучшим же игроком признан Владислав КОННИКОВ, который чаще других отвечал на вопросы и чаще всего отвечал правильно. Лучшие игроки получили денежные премии, дипломы и книгу Альберта Рау «Соытия и факты в газетных вырезках».

Олег ПОЛИВОДА

Фото предоставлено Молодежным ресурсным центром