Сезон закрыт

В клубе «Что? Где? Когда?» состоялись финальные игры

Олег ПОЛИВОДА

 

24 декабря прошли две заключительные игры 2021 года школьной серии игр «Что? Где? Когда?»

 

УЧЕНИКИ ПРОТИВ УЧИТЕЛЕЙ

Первая игра была не совсем обычной: на этот раз вопросы задавали ученики, а за столом сидели преподаватели. И вот состав команды знатоков: Кристина Швецова (ОШ №1), Мукагали Исатай (ОШ №4), Адель Баймухамбетова (ОШ №6), Мария Баяхметова (школа-гимназия), Виктор Прахнау (школа-лицей) и капитан команды Владимир Журавлёв (Октябрьская школа).

Первый вопрос – и сразу же выпал Суперблиц. За столом осталась Мария Баяхметова. На первый вопрос она ответила, а вот второй от студента колледжа Егора ГОНЧАРОВА был и сложным, и интересным (забегая вперед, отмечу, что этот вопрос был признан лучшим в игре): «До наших дней дошла история о том, как английский моряк прислал своей матери ценный по тем временам подарок — заморский напиток. Мать пригласила гостей на изысканное блюдо. Она сварила весь продукт в миске, слила ненужную, по ее мнению, коричневую горькую воду, разложила по порциям гущу и, приправив ее сметаной, подала к столу. Этот напиток известен с древних времен. Впервые его стали пить в Китае. Позже он стал популярным напитком во многих странах, но поначалу выращивать и готовить его могли далеко не везде. О каком напитке идет речь?»

Мария БАЯХМЕТОВА ответила: пиво. Хотя на самом деле речь идет о чае. И педагоги в итоге проиграли раунд. Счет стал 0:1.

Затем волчок выбрал вопрос ученицы школы-гимназии Аины БАЙТУРСЫНОВОЙ: «Эта техническая новинка появилась 75 лет назад в Лондоне. Сначала лондонцы приняли её без особого энтузиазма. Пользовались ею лишь самые отчаянные. Дирекции пришлось нанять с рекламной целью инвалида на деревянном костыле, который демонстрировал преимущество этой новинки. Пример оказался убедительным. И ныне мы все пользуемся этим техническим новшеством. Что это за техническая новинка?»

Виктор ПРАХНАУ ответил «эскалатор» и сравнял счет.

А затем команда выиграла еще два раунда подряд и уверено повела: 3:1. Но затем два раунда подряд проиграла, и счет стал равным.

Вопрос седьмого раунда, который задал десятиклассник четвертой школы Дмитрий ЭНЕС: «На территории Казахстана есть Кургальджинский заповедник. Это самое северное место в мире, куда ежегодно прилетает особый вид птиц численностью 36 тысяч. Назовите этих птиц».

Владимир ЖУРАВЛЕВ сказал, что это фламинго и был прав. Снова знатоки вышли вперед.

Восьмой раунд. Против знатоков играет Лаура ДЖУНУСОВА, ученица школы №6: «Во все времена дети любили играть. В прятки, например, наши бабушки играли так же, как мы, а дедушки играли в «бабки» (игру с костями), а еще в футбол, но не резиновым, прыгающим мячом, а тяжелым тряпичным. А еще наши предки играли с «живулей». Из чего только не делали «живулю»! Из глины, из длинной картошки, из раскрашенной щепочки, обернутой в конфетную бумажку, из свернутой тряпочки. А как в наше время называют «живулю»?»

Мне показалось, что здесь все достаточно очевидно: живуля – это кукла. Но учителя немного перемудрили. «Живуля – это шарик, который улетает, а потом возвращается», – ответил Виктор ПРАХНАУ.

И снова равный счет – 4:4!

Девятый вопрос – из 13-го сектора.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин писал:

В саду служанки, на грядах,

Сбирали ягоду в кустах

И хором по наказу пели…

Вопрос: почему служанок заставляли петь во время сбора ягод?

Среди знатоков не было преподавателей русского языка и литературы, а потому и вопрос, наверное, был не самым простым. Но знатоки хотя и не смогли процитировать Пушкина, но ответили правильно. Дословно же ответ звучит так:

Наказ, основанный на том,

Чтоб барской ягоды тайком

Уста лукавые не ели

И пеньем были заняты:

Затея сельской остроты!

А на вопрос десятого раунда педагоги вообще ответили досрочно и выиграли у учеников со счетом 6:4. Лучшим игроком, по мнению защитника интересов знатоков – руководителя МРЦ Амины СУЛЕЙМЕНОВОЙ, признан капитан команды Владимир Журавлев.

 

ФИНАЛ

В этом году только одна команда школьников смогла победить в игре «Что? Где? Когда?» – команда школы-гимназии. Она и играла в финале.

Правда, в той команде были выпускники, которые уже окончили школу, а потому команда полностью обновилась. Вот состав новой команды: 9-классники Камила Рахметова, Сабина Бельгинбаева, Арыстан Сейткалиев, Искандер Пузенков и 10-классники: Янина Пантелеева и Екатерина Александрова (капитан). Все они впервые принимали участие в этой игре.

Но начали они бодро: уже в первом раунде Искандер ПУЗЕНКОВ дал правильный ответ, и знатоки повели в счете.

Но на второй вопрос от преподавателя школы-гимназии Марии БАЯХМЕТОВОЙ знатоки ответить не смогли.

Любопытно, что в третьем и четвертом раунде тоже выпадали вопросы учителей из школы-гимназии – и ученики школы-гимназии ответить на них не смогли.

А в пятом раунде был вопрос учителя физкультуры школы-лицея Павла ФЕДОРОВА: «Как называется способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействие ему путем мышечных усилий?»

У Искандера ПУЗЕНКОВА была правильная версия: сила. Но команда выбрала другой вариант: движение.

И счет стал катастрофическим – 1:4.

Но команда не пала духом и не сдалась – и выиграла шестой раунд, а вслед за ним и седьмой.

Вот вопрос седьмого раунда от ведущего Максима СУШКО: «Еще Геродот в свое время подробно писывал, как в течение 21 дня развивается зародыш в яйце. Хотя в то время не было ни рентгена, ни УЗИ. Как Геродоту удалось это узнать?»

И ведь Искандер ПУЗЕНКОВ предположил, что Геродот разбивал каждый день по одну яйцу и сравнивал развитие зародыша. Но сам же себе не поверил. Не поверила ему и команда, а потому обратилась за помощью клуба, после чего и был дан правильный ответ: Геродот именно разбивал яйца.

Счет сократился – 3:4. Но такая важная подсказка, можно сказать, была израсходована впустую.

Восьмой раунд – и снова Мария БАЯХМЕТОВА: «Вы знаете памятник в Лисаковске, посвященный Победе советского народа в Великой Отечественной войне. А в каком году он был открыт?»

Здесь можно было догадаться, что открыт памятник был 9 мая, и ученики догадались об этом. Но вот с годом они ошиблись на двадцать лет, сказав, что это случилось в 1995 году. В действительности же памятник был открыт в 1975 году в честь 30-летия Победы. Этот вопрос защитником интересов учителей – Почетным гражданином города Лилией ЛЕСКОВОЙ был признан лучшим в игре.

А в десятом раунде выпал Суперблиц. За столом остался Искандер ПУЗЕНКОВ. Но ответить за одну минуту на три вопроса мало кому удается. Не смог этого сделать и Искандер, который споткнулся на первом же вопросе от библиотекаря школы-гимназии Любови ТРУСОВОЙ.

3:6. Можно сказать, что команда школы-гимназии проиграла… школе-гимназии – своим же преподавателям. А лучший игроком был назван Искандер Пузенков.