Ситуация, однако…

Ошибка вышла

квартиру с долгом за коммунальные услуги. Из-за этого долга в квартире была отключена горячая вода.

Проблема, впрочем, таковой не являлась и решилась достаточно просто: Валентина Александровна заключила договор с ГКП ПХО «Лисаковскгоркоммунэнерго» на погашение долга, и горячую воду ей подключили. Заключила она договор и на поставку газа и стала за него регулярно платить.

И лишь в конце 2018 года Валентина Фисун обратила внимание: за газ ей начисляют сверх тарифа.

«Как такое можно было не заметить раньше?» – спросите вы. Но я, например, Валентину Александровну могу легко понять, потому что тоже не особенно вникаю в квитанции, которые мне предъявляют к оплате. Принесли – заплатил. И до свидания, до следующей встречи!

Валентина Фисун пошла разбираться в Лисаковский АУ ТОО «РЦКУ-Костанай».

«А у вас нет горячей воды! – сказали ей. – Отсюда и другой тариф».

К слову, тариф на газ для потребителей, у которых нет горячей воды, – 415,56 тенге. С горячей водой – 284,19.

«А с чего вы решили, что у меня ее нет?» – удивилась женщина.

И в ответ услышала: «У нас есть списки таких потребителей».

Про то, что такие списки существовали в «Костанайгазе», Валентина Фисун, разумеется, знала, потому что некогда работала там главным бухгалтером и сама же их составляла. Но вот поди догадайся, что они по наследству перешли в ТОО «РЦКУ-Костанай»! И, во-вторых, откуда она могла знать, что и ее квартира находится в том списке, тем более что владелец поменялся!

В общем, ошибка вышла. И не совсем понятно, по чьей вине. У каждой из сторон на сей счет осталось собственное мнение.

Между прочим, нужно еще доказать, что ты не верблюд, приложив соответствующую справку. Валентине Александровне тоже пришлось принести справку из ГКП ПХО «Лисаковскгоркоммунэнерго» о том, что у нее есть горячая вода. Сделала она это 11 ноября 2018 года. Но и после этого, говорит Валентина Александровна, ей принесли квитанцию с прежней суммой – 415,56 тенге. По ее словам, начальник Лисаковского АУ ТОО «РЦКУ-Костанай» Еркин Букебаев ей пояснил, что перерасчет сначала надо согласовать с Костанаем. Что женщину больше всего и задело. Какой Костанай, когда и так все очевидно?

«Дело вовсе и не в деньгах, а обидно такое вот отношение», – сказала Валентина Фисун.

Правда, в разговоре со мной Еркин Букебаев заявил, что про Костанай Фисун ничего не говорил.

А 24 декабря Валентине Фисун пришел и официальный ответ от Еркина Букебаева, хотя на нем и стоит дата 28 ноября – каким-то образом ответ блуждал по городу почти месяц и по счастливой случайности был доставлен через два дня после моего первого визита в Лисаковский АУ ТОО «РЦКУ-Костанай», когда я начальника не застал, но менеджерам назвал фамилию Фисун. Из этого ответа следовало, что перерасчет будет сделан. Но сделают его лишь с 19 ноября 2018 года – с момента подачи заявления.

В своем ответе Еркин Букебаев ссылается на пп.6 п.11 ст.3 Публичного договора, а также на п.4 пп.48 Правил розничной реализации и пользования товарным и сжиженным нефтяным газом, утвержденных Приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 3 ноября 2014 года №96 (цитирую дословно): «Потребитель обязан письменно извещать поставщика о состоянии и произошедших изменениях данных, отражающихся на объеме газопотребления и его оплаты (изменение количества проживающих, размер отапливаемой площади, мощность газового оборудования). При неизвещении бытовым потребителем о произошедших изменениях и потреблении газа без прибора учета, его неисправности либо несоответствии параметрам газового оборудования, объем потребленного газа рассчитывается по имеющимся у поставщика данным. При этом перерасчет оплаты за газ осуществляется с момента подачи бытовым потребителем соответствующего заявления с приложением подтверждающих документов».

Есть ли такой пункт в Публичном договоре, я узнать не смог – нет у меня такого договора! Я, разумеется, как и остальные потребители газа, его тоже заключал с ТОО «РЦКУ-Костанай», но там на руки копию договора потребителям почему-то не выдают. А вот в Правилах розничной реализации он действительно есть. Правда, с чуть иной формулировкой: «не обязан письменно извещать», а просто «письменно извещает».

Но с точки зрения здравого смысла, в данном случае перерасчет с момента подачи заявления не поддается объяснению. Согласитесь, потребитель не может и не обязан знать о списках потребителей без горячей воды. Ему нужно одно – чтобы его не обсчитывали! А Валентину Александровну, получается, вольно или не вольно, но обсчитывали на протяжении трех лет.

Да и о каких изменениях потребитель должен сообщать? Обратите внимание: изменение количества проживающих, размер отапливаемой площади, мощность газового оборудования. То есть если стало меньше жильцов или установлена плита с двумя конфорками вместо прежних четырех – будь добр, сообщи. Не сделал этого вовремя – твои проблемы. А вот про горячую воду – ни слова.

Тем не менее Еркин Букебаев уверен, что бывшая его коллега Валентина Фисун виновата сама: почему раньше не заметила ошибки и обратилась так поздно?

«Человек должен вести учет своих денег», – сказал он.

Ну, должен или не должен – вопрос спорный. Хотя, конечно, учет лучше вести, чтобы тебя не обсчитали. Вольно или невольно.

Но мне вот что еще интересно: если Валентина Фисун решит вдруг написать исковое заявление, потребовав полного перерасчета, какое решение примет суд?

Олег ПОЛИВОДА