Сказки (не) известного города

Истории

СКАЗКА ПРО ОСОБЫЙ ПУТЬ

В одном известном городе, название которого я позабыл, объявили собственный особый путь.

Чтобы рассказать об основных положениях особого пути, самых верноподданных свободных граждан согнали на городскую площадь на митинг, а градоначальник рискнул лично появиться на публике. Потому что лучше него никто не мог объяснить очевидные вещи.

«Наш особый путь – это, прежде всего, патриотизм, патриотизм и еще раз патриотизм,– начал градоначальник.– А что есть патриотизм? Это любовь к Богу и отечеству и ненависть к Чужому мегаполису, Сказочному поселению и Диким джунглям».

Свободные граждане немного удивились. Они ведь и без того дико любили Бога и отечество, то есть своего градоначальника. И люто ненавидели Чужой мегаполис. Если же им теперь приказывают ненавидеть еще Сказочное поселение и Дикие джунгли, то они морально готовы и к этому. Свободные граждане и без того отчаянно им завидовали, а, как известно, от зависти до ненависти один шаг.

«Второе,– продолжал градоначальник.– Все мы прекрасно знаем, что Чужой мегаполис, Сказочное поселение и даже Дикие джунгли погрязли в роскоши и разврате. Можем ли мы себе это позволить? Нет, нет и еще раз нет! Почему? Да потому, что роскошь рождает трусость. Мать отваги всегда суровость».

Градоначальник сделал паузу, чтобы свободные граждане смогли оценить этот афоризм. Кому афоризм принадлежит, градоначальник говорить не стал. Во-первых, не знал. И, во-вторых, свободные граждане должны думать, что градоначальник сам придумывает афоризмы.

«Так что роскошь и разврат будут под запретом!»– поставил точку градоначальник.

По поводу роскоши свободные граждане промолчали. Они ее никогда не знали, а потому не нужно и привыкать. А вот после слов о запрете разврата в толпе раздался робкий ропот. Услышав его, градоначальник тотчас дал задний ход. Ведь, как известно, от ропота до бунта один шаг. А градоначальник очень боялся бунтов.

«В принципе, разврат в допустимых пределах допускается,– объявил градоначальник. – Разврат в допустимых пределах полезен для здоровья».

Услышав это заявление, свободные граждане облегченно выдохнули, а женщины стали аплодировать. Свободные граждане давно усвоили риторику градоначальника: если сказано «в допустимых пределах» – значит, пределов нет.

«А вот той так называемой демократии, которая существует в Чужом мегаполисе и прочих джунглях, я не допущу! – твердо заявил градоначальник.– У нас будет своя, особая, жесткая и даже, не побоюсь этого слова, жестокая демократия!»

Но к этому заявлению свободные граждане отнеслись равнодушно. Именно такая демократия в свободном городе всегда и была.

«И, наконец, последнее,– сказал градоначальник.– Наш свободный город станет оазисом света. Технически развитым, с постепенной заменой ручного труда на механизированный. И мы уже для этой цели уже купили у наших партнеров гильотину. Не все же нашему палачу топором махать! Теперь на кнопку нажал – вжик – и готово!»

«Есть желающие попробовать?»– пошутил градоначальник, высматривая, впрочем, в толпе человека с длинной шеей.

Свободные граждане засмеялись, но засмеялись как-то нервно.

Митинг объявили закрытым, и свободные граждане расходились по домам в недоумении. А что изменилось после объявления собственного особого пути? Единственное новшество – гильотина вместо топора.

И ведь не сказано было самое главное: а куда ведет этот особый путь? К какой цели?

Но это из тюрьмы объяснил городской сумасшедший:«Чужой мегаполис, Сказочное поселение и даже Дикие джунгли идут к всеобщему счастью. А мы пойдем в противоположную сторону».

Но моментально включились в работу городские пропагандисты, которые на все лады стали расхваливать и особый путь, и, разумеется, мудрость градоначальника. Они даже придумали для словосочетания «особый путь» несколько фамильярное, но ласковое название – наш пУтя. Нашлись, однако, и вольнодумцы, которые особый путь называли несколько иронично, но не менее нежно – наш путЯ.

Но свободные граждане придумали прозвища и для самих пропагандистов. Те, кто славил особый путь искренне и от всей души, –путянясты. Те же, кто делал это за деньги, –путяноиды.А искренних пропагандистов, работающих еще и за деньги, называли путянястымипутяноидами либо путяноиднымипутянястами.

А один неопытный путяняст имел неосторожность процитировать в прямом эфире городского сумасшедшего. Сделал он это с благими намерениями, чтобы убойным аргументом опровергнуть городского сумасшедшего.

И опроверг!

«Если Чужой мегаполис, Сказочное поселение и Дикие джунгли и идут к всеобщему счастью, то это вовсе не значит, что мы, выбравшие другое направление, к нему не идем,– заявил путяняст.– Ведь земля круглая, а потому все вольно или невольно придут в одну точку. И, может быть, тот, кто выбрал более длинный путь, больше прав. Ведь на этом длинном пути есть возможность осмотреться и постепенно привыкнуть к будущему счастью».

На следующий день этого путяняста уволили. Градоначальник не любил, когда упоминают городского сумасшедшего.

Вот только коллеги уволенного путяняста не знали об этом. И решили, что увольнение состоялось потому, что неопытный путяняст дал неправильную трактовку особого пути.

И тогда на следующий день матерый пропагандист решил исправить ошибку своего младшего товарища и заявил в прямом эфире: «У нас не только разные пути с Чужим мегаполисом, Сказочным поселением и Дикими джунглями, но и счастье разное. И еще не известно, какое из них ближе и кто быстрее к нему придет!»

И тоже оказался на помойке в поисках корочки хлеба.

Но это, впрочем, такие мелочи, о которых и говорить нет смысла. Тем более что свято место пусто не бывает: нашлись другие пропагандисты, которые твердо усвоили урок и больше не вспоминали городского сумасшедшего, а о том, куда ведет особый путь, и заикаться не смели. Самое главное, что он есть, говорили они, продолжая прославлять особый путь и мудрость градоначальника.

Так оно с тех пор и продолжается: пропагандисты истерично поют свои гимны, а свободные граждане дружной колонной маршируют к всеобщему счастью по своему особому пути. И наверняка гораздо ближе к нему, чем Чужой мегаполис, Сказочное поселение и Дикие джунгли.

Правда, городской сумасшедший утверждает, что те уже достигли этого пресловутого всеобщего счастья. Но кто же ему поверит?

 

Олег ПОЛИВОДА