Сказки (не) известного города

Истории

Олег ПОЛИВОДА

 

СКАЗКА ПРО СУДЕБНУЮ РЕФОРМУ

В одном известном городе, название которого я позабыл, провели судебную реформу. А именно: уволили всех адвокатов.

«Зачем кормить этих дармоедов? Все равно от них никакого толку, а только казне убыток!» – заявил градоначальник.

И был абсолютно прав, убытки от адвокатов городская казна несла немалые. Разумеется, каждый подсудимый имел полное право нанять собственного адвоката, но тогда и платил бы ему из своего кармана. А платить свободные граждане не любили. Градоначальник считал их слишком прижимистыми, хотя на самом деле у них просто не было денег. В городе же свирепствовала демократия, а потому и оставить подсудимого без защитника не представлялось возможным. И приходилось назначать адвокатов и платить им из городского бюджета. Что очень раздражало градоначальника.

Но не ошибся градоначальник и в другом: толку от адвокатов действительно не было никакого. Если прокурор запрашивал подсудимому 25 лет, то судья именно такой срок и назначал. И как бы потом адвокат ни заливался соловьем, каким бы ни блистал красноречием и какие бы ни приводил аргументы, на судей это не производило никакого впечатления. Во время адвокатской речи судьи даже втыкали в уши бируши и начинали дремать.

Были, конечно, еще и гражданские дела, как-то: имущественные, трудовые, семейные и прочие споры. И в них, казалось бы, без адвоката никак не обойтись. Но на самом деле и здесь польза от адвокатов была небольшая, потому что все гражданские дела в свободном городе решались традиционно: кто больше заплатит, тот и прав.

После этой реформы судебные процессы стали проходить куда быстрее, бируши судьям больше не требовались и, что особенно порадовало градоначальника, денег в городском бюджете стало больше. А когда много денег, то воровать их и легче, и гораздо приятнее.

Но когда много денег, их хочется еще больше. И тогда градоначальник решил реформу расширить и углубить. А именно: вслед за уволенными адвокатами упразднить и суд. Действительно, зачем судья, когда есть прокурор? А повестки всем подозреваемым (они же и преступники) можно отправлять по электронной почте. Город был хотя и свободный, но все-таки, благодаря вражеским технологиям, далеко продвинулся в техническом плане. Так что электронная почта в нем пока была.

И свободные граждане, получившие повестки, обязаны были явиться в тюрьму.

«А те, кто уклоняется, будет предусмотрен ряд обеспечительных мер», – не совсем внятно и совсем безграмотно объявил градоначальник.

Но чем невнятнее, тем страшнее. Невнятная речь производит огромное впечатление.

Правда, у многих свободных граждан не было ни мобильных телефонов, ни компьютеров, но это уже их забота. Проблемы аборигенов градоначальника не волнуют.

Вскоре свободные граждане и сами поняли, что подразумевалось под обеспечительными мерами: чем раньше явишься, тем меньше срок. А если прибежишь, запыхавшись, сразу после получения повестки, то могут и не посадить, но всего лишь отправят на каторгу – на огороды градоначальника. А там за добросовестный труд каждый заключенный может и по тыкве получить. Причем, не только в переносном, но и в прямом смысле. Каждому дать по тыкве градоначальник пообещал твердо, а тыква по нынешним временам дорогого стоит.

А что же свободные граждане? А ничего-с! Они не возмущались и не протестовали – они давно забыли, как это делается. Но некоторое недоумение поначалу возникло. Как же так? Ведь, вроде бы, и вины никакой, и приговор не вынесен, а все равно надо либо в тюрьму, либо на каторгу. Ведь так быть не должно! Или все-таки должно?

Впрочем, постепенно свободные граждане привыкли и к судебной реформе, они всегда ко всему привыкали. И даже еще больше стали любить своего градоначальника и сильнее ненавидеть Чужой мегаполис.

Но на то они и свободные граждане!

И лишь городской сумасшедший возмутился и заявил, что градоначальник вернул крепостное право. Хотя сам он давно сидел в тюрьме без всякой повестки. Да и судили его по старым правилам: с прокурором, адвокатом и судьей с бирушами в ушах. А потому чего ему возмущаться?

Но на то он и сумасшедший!

А градоначальник радостно потирал руки, потому что деньги в бюджет потекли рекой. Правда, их быстро разворовали, а потому он стал обдумывать новую реформу, с помощью которой можно и бюджет увеличить, и в очередной раз напомнить свободным гражданам, где их настоящее место. Градоначальнику постоянно приходили в голову великие идеи.

Но на то он и градоначальник!