Истории
СКАЗКА ПРО ДВОЙНИКА
В одном известном городе, название которого я позабыл, случилось брожение умов. И виной тому стал городской сумасшедший: кажется, это именно он распустил слухи о том, что у градоначальника есть двойник.
Сам градоначальник, утверждал городской сумасшедший, безвылазно сидит в своем бункере, опасаясь смертоносных бактерий или же обыкновенного выстрела из гранатомета, а вот его двойник смело разъезжает по городу, встречается со свободными гражданами и обещает им всеобщее счастье лет через сто или двести.
«Надо же понимать, – кричал городской сумасшедший, – что именно так и должно быть: двойника не жалко, а градоначальник у нас один!»
Так что можно сказать, что городской сумасшедший не особенно и виноват в этом брожении: он хотел, как лучше. А что получилось, то получилось.
Злые языки, конечно, утверждали, что городской сумасшедший распустил эти слухи намеренно, с подлым умыслом, но никаких доказательств не приводили. Да и какие могут быть доказательства? Кто может знать, что творится в голове сумасшедшего?
А потому, придерживаясь принципа презумпции невиновности, будем считать, что не было никакого подлого умысла. Но брожение умов тем не менее случилось.
Следует, однако, отметить, что сначала никто не поверил в эти бредни сумасшедшего. Но затем свободные граждане внимательнее стали приглядываться к градоначальнику: к тому, кто разъезжает по городу, и к тому, которого показывают по телевизору. И пришли к выводу, что это два непохожих друг на друга человека: и уши у них торчат по-разному, и лысина у одного сияет ярче, чем у другого, и их речи звучат иначе, потому что один все время кашляет, а другой, наоборот, постоянно чихает, хотя при этом оба градоначальника врут одинаково.
Но самое главное: сильно отличается и их поведение! Тот, что разъезжает по городу, никого не боится и обнимается со всеми подряд, а вот другой, из телевизора, и на десять метров никого к себе не подпускает. Но ведь не бывает же так, чтобы трус время от времени превращается в смелого человека! К тому же свободные граждане слишком хорошо знали своего градоначальника, а потому не сомневались: его трусость – понятие круглосуточное.
Так что не обманул городской сумасшедший! И это сильно опечалило свободных граждан.
Прежде всего, их насторожил, а отчасти даже возмутил тот факт, что обещания, данные двойником, не имеют юридической силы.
«Как же так? – шептались они в подворотнях и на своих кухнях. – Получается, что не будет нам всеобщего счастья ни через сто, ни даже через двести лет?»
Правда, некий свободный гражданин высказал робкую надежду: это двойник сидит в бункере, а по городу разъезжает подлинный градоначальник! Но другие его высмеяли: а зачем нужен двойник, если он постоянно сидит в бункере? Это обязанность двойника рисковать своей жизнью, а мудрость градоначальника – избегать всяческих рисков.
Потом кто-то вспомнил, что не так давно, лет пять или шесть назад объявляли о смерти градоначальника, но уже на следующий день после своих похорон он снова стал мелькать на экране телевизора и разгуливать по улицам города. Тогда почти никто не придал этому значения: на то он и градоначальник, чтобы и умирать, и воскресать по своему усмотрению. Но вот теперь, когда всплыла история с двойником, все разъяснилось.
Точнее, запуталось окончательно. Выходит, в свободном городе было два двойника градоначальника? Выходит, два!
Но и не это самое главное. Куда важнее понять другое: а кто именно тогда умер? Сам градоначальник или один из его двойников?
Логично предположить, что умер именно градоначальник, а иначе зачем было объявлять о его смерти? Хотя была и другая версия: умер двойник, а о смерти градоначальника объявили лишь потому, что хотели проследить, как свободные граждане отреагируют на эту смерть. И тех, кто будет радоваться или хотя бы улыбнется, – за воротник и в цугундер.
Но свободные граждане давно привыкли к подобным уловкам, а потому тогда отреагировали правильно: скорбели. Или делали вид, что скорбели.
А вот теперь не знали, как реагировать. Кого все-таки похоронили не так давно, лет пять или шесть назад?
И образовалось две партии. Одна, немногочисленная, утверждала, что похоронили двойника, большинство же настаивало на смерти градоначальника.
Свободные граждане не обращали внимания на подлости законно избранного градоначальника, спокойно реагировали на аресты и казни своих соседей и родственников, но вот терпеть двойника, пусть и либерального, они не собирались. Самозванец! Не для того они всю свою жизнь боролись за свободу, чтобы теперь смириться с подобным унижением!
Назревал бунт, о чем тут же стало известно шаманам в погонах. Свободные граждане никогда не упускали возможности, чтобы написать донос на своих соседей и родственников. Тем более что сейчас и выдумывать ничего не требовалось.
И после этого появилось объявление: вечером градоначальник выступит с внеочередным посланием своему народу. Или же – своего народа, тут кому как больше нравится.
Вечером весь город прильнул к экранам телевизора. Появился градоначальник, но не сказал ни слова, а лишь сурово погрозил свободным гражданам указательным пальцем.
И свободные граждане облегченно выдохнули: жив, жив градоначальник! Но даже если и не градоначальник, а лишь его копия, то все равно судьба города по-прежнему находится в твердых руках. Или же – в ежовых рукавицах, тут кому как больше нравится.
А что еще нужно свободному человеку для полного счастья?
Олег ПОЛИВОДА