Сказки (не)известного города

Истории

СКАЗКА ПРО ПАМЯТНИК

В одном известном городе, название которого я позабыл, градоначальника прозвали Кощеем. Но не потому, что он был тощим, как смерть. Как раз наоборот: это лишь в начале своей карьеры градоначальник был худым и скромным, а потом отъелся на казённых харчах, раздулся до неприличия от мании величия и больше напоминал другого сказочного персонажа – Колобка. Кощеем же он стал потому, что Бессмертный.

Свободные граждане давно запутались, пытаясь подсчитать, как долго градоначальник ведет их в светлое будущее: 30 лет или все 300, но старики утверждали, что сидит он на троне с древнейших времен.

Городской сумасшедший пошел еще дальше и заявил, что градоначальник стал первым человеком на земле, но до появления остальных людей был вождем племени гамадрилов.

Вроде бы, случалось несколько раз, что градоначальник умирал, но тотчас на его месте появлялась точная его копия. Так что в его смерть никто не верил.

Конечно, была где-то и кощеева смерть, окончательная и бесповоротная (или хотя бы лет на пятнадцать-двадцать, чтобы можно было перевести дух), была где-то на конце иглы, но кто же осмелится ее искать? Тем более что сначала надо найти дуб, добраться до ларца, убить зайца и утку, разбить яйцо, а это не только опасно, но слишком долго и хлопотно.

Кощееву смерть свободные граждане не пытались отыскать и по другой причине: были они наивными и доверчивыми, прислушивались к каждому слову градоначальника и каждому его слову верили. А градоначальник однажды объявил – как отрезал: «Наш город напрямую управляется Богом». И вопрос был снят с повестки дня. Спорили свободные граждане только о деталях: является ли градоначальник наместником Бога или же он сам – Бог?

Еще и этот памятник!..

Тридцатиметровый памятник градоначальнику стоял на самом высоком холме, возвышаясь над свободным городом и бросая на него огромную тень. Никто уже и не помнил, кто и когда его установил. Кажется, он был всегда. Его даже переделывать не требовалось, ведь все последующие градоначальники (если, конечно, они когда-нибудь менялись в свободном городе) были на одно лицо. Памятнику лишь делали косметический ремонт: ежегодно подкрашивали и замазывали трещины.

Никто не знал точно, и из какого материала сделан памятник: кто-то говорил, что из бронзы, кто-то – из бетона, кто-то – из гранита, а городской сумасшедший совершенно серьезно утверждал, что из навоза.

И в качестве доказательства приводил аргумент: в старые времена, когда был возведен памятник, люди не знали ни бронзы, ни бетона, ни гранита, а лишь ковырялись в навозе, но при этом умели вылепить из него конфетку. Или памятник.

И этот памятник сковал волю свободных граждан и убил их живые чувства. Свободные граждане почитали памятник даже больше, чем градоначальника, ведь живой градоначальник мог – теоретически – ошибаться в своих действиях, а вот памятник – никогда. И, проходя мимо памятника, они крестились и ломали шапку. Только городской сумасшедший не крестился и не ломал, потому что не было у него никакой шапки, а креститься он всегда забывал.

Но и у себя дома свободные граждане помнили про памятник: молились ему, зажигали свечи и разбивали лбы в поклонах. Ведь живой градоначальник мог казнить, но мог – теоретически – и помиловать, а вот памятник – никогда.

И некуда было скрыться от памятника, его зловещая тень всюду преследовала свободных граждан. Некоторые великомудрые философы, сбежавшие из свободного города от греха подальше, утверждали, что это именно тень памятника заставляет свободных граждан лгать, ненавидеть несогласных, избивать жен и детей, мучить домашних животных, пить водку, прелюбодействовать, гадить в подъездах, разбивать уличные фонари, устраивать свалки мусора на улицах, брать и давать взятки, писать доносы грабить и убивать, но сами свободные граждане, которые остались верны своему отечеству по причине нехватки средств на отъезд, были уверены, что ведут единственно верный и исключительно праведный образ жизни, на зависть всему остальному миру.

И они твердо знали: памятник благословляет их на все эти действия!

Но однажды случилась беда: со стороны Чужого мегаполиса – откуда же еще? – пришел ураган. Точнее, это был слабый ветерок, но и его хватило, чтобы разметать памятник в клочья, в пыль, в прах, не оставив и осколков, которые свободные граждане могли бы собрать и сохранить в качестве талисманов и оберегов. То ли памятник действительно был из навоза, то ли окончательно сгнил изнутри.

Свободные граждане были в ужасе. Во всяком случае, старались скрыть свой восторг. У них появилась надежда, что жизнь теперь изменится в лучшую сторону. Изменится кардинально и обязательно в лучшую сторону!

Но с чего бы ей измениться? Да, памятника больше не было. Но ведь остался пьедестал!..

 

Олег ПОЛИВОДА