Такую возможность завоевал директор Лисаковского технического колледжа Александр Щетина
Дарья ФЕДОСЕЕВА
Осенью 2023 года компания ERG подвела итоги конкурсов: «Лучший студент Альянса», «Лучший педагог Альянса» и «Лучший руководитель Альянса». В проекте участвовало 14 колледжей по всему Казахстану.
В номинации «Лучший руководитель Альянса» победил директор Лисаковского технического колледжа Александр Викторович ЩЕТИНА. Главным призом стала стажировка в Европе.
– «Лучший руководитель колледжа и Альянса? Я считаю, это человек, который не стоит на месте, постоянно обучается, стремится к новшествам, улучшает свои условия и условия учебного заведения».
– Александр Викторович, какие первые эмоции возникли, когда Вы узнали о предстоящем путешествии?
– Ну, конечно же, волнение. Это большой перелёт: один – 7 часов, другой – 2 часа. Это языковой барьер, то, что, тревожило в первую очередь. Погода так же застала врасплох. У нас в тот момент было -30, а в Европе +14. Как одеться, чтобы не замерзнуть в Казахстане и не промокнуть в путешествии. Что в Германии, что во Франции, каждый день лил дождь.
– Расскажите о программе стажировки?
– За 10 дней мы посетили 5 стран, 11 городов. Основной заказчик стажировки – институт Франции. Там мы проходили обучение в колледжах, работали на оборудовании. Попутно мы ознакомились с колледжами в Германии. Посетили учебные заведения, предприятие, центр компетенций, палату ремесленников, торгово-промышленную палату. Конечно же, обязательно сравнили документацию со стандартами в нашей стране, в нашем городе.
– Как в итоге удалось справиться с языковым барьером?
– Дополнительно были переводчики, не один, а по два, по три специалиста. Все для того, чтобы мы могли комфортно вести диалог. В основном вся программа была на английском.
– Насколько отличается менталитет студенчества в Европе и в Казахстане?
– Мы много говорили со студентами и педагогами, обращали внимание на менталитет. Если взять, допустим, немцев и поляков, у них размеренный, неспешный, продуманный, так скажем, ритм жизни. Они всё планируют, раскладывают по полочкам и никуда не спешат. У французов немножечко по-другому, они ближе к нам по менталитету, по расторопности.
– Александр Викторович, каким был Ваш обычный день на стажировке?
– Утро начиналось у нас в 6 или в пол шестого. Заканчивалась стажировка с 6 до 8 вечера. В свободное время мы посещали исторические места. Были дни, когда мы спали по три, по четыре часа в сутки, чтобы все успеть. Компания ERG наполнила программу максимально. За эти 10 дней мы посмотрели очень много, путешествовали из одного города в другой на автобусе.
– Какую профессиональную цель Вы поставили перед стажировкой?
– Главное было – посмотреть материальную базу, методику преподавания, посетить уроки. И, конечно же, посмотреть в Германии дуальную систему и узнать, как она работает на практике. Сам принцип, когда студента первоначально учат делать руками, а потом уже рассказывают о технологии.
– В чем отличие между дуальной системой в Казахстане и в Германии?
– В отличие от обстановки в казахстанских колледжах, студент в Германии большую часть своего обучения проводит на предприятии, в колледже они бывают от одного до полутора дней в неделю.
Вся система подстраивается под предприятие, а колледж выполняет свою функциональную обязанность – обучение. Принцип работы: предприятие обращается учебному заведению, заключает договор и направляет студента. В Казахстане центром коммуникаций становится колледж.
Поэтому в колледжах в Германии нет оборудования, материальная и техническая база сосредоточена в палате ремесленников и в центре компетенций. Студенты ходят на обучение именно в палату ремесленников, которая непосредственно связана с предприятиями. Это в том числе дает возможность повышать квалификацию действующим сотрудникам.
Если взять Францию, у них в колледже есть база с оборудованием, с токарными станками. Это уже ближе к нашей системе.
– Как Вы считаете, реально ли адаптировать опыт Германии под наши условия?
– Все реально, только нужна потребность. Предприятия должны обращаться в колледж не в поисках готового специалиста, а предлагать обучать студента совместно. У нас организации наоборот ищут специалиста со стажем, с набором профессиональных компетенций. В Европе немножечко по-другому настроено. Они ищут человека, который хочет работать и учат его под свои условия.
– Есть ли новшества, которые Вы уже ввели в колледже после стажировки?
– Мне понравилось, что преподаватели, мастера производственного обучения на стажировке встречали нас в спецодежде. И сейчас мы мастерам производственного обучения так же закупили, выдали форму – куртку и штаны. С одной стороны, это соблюдение техники безопасности, с другой – визуальное отличие мастера из Лисаковского технического колледжа.
– Расскажите о культурной программе, какие исторические места удалось посетить?
– Посетили соборы 4-11 века во Франции и в Германии. Ощутили эту старинность. Посмотрели, где проходил Наполеон, где были сражения и битвы. Побывали в знаменитом Кёльнском соборе. И во Франции так же обошли самые известные места: Триумфальная арка, Эйфелева башня и так далее. Когда возвращались из Франции, застали предпраздничную обстановку в Варшаве. Как раз с 10 по 14 декабря, во время активной подготовки к Рождеству.
– Как Вы можете описать свое путешествие в нескольких словах?
– Это было прекрасно и замечательно. Я рекомендую всем заинтересованным студентам и преподавателям участвовать в данном конкурсе, побеждать и стажироваться.
– В чем, по Вашему мнению, заключена главная задача колледжей?
– Как нам всегда говорят, мы должны готовить высококвалифицированного специалиста. Но по окончании учебного заведения студент не может конкурировать с опытным специалистом. Наша задача – развивать обучаемость и дисциплину, готовить специалистов, желающих повышать профессиональные качества.
– Спасибо за интересное интервью.