Тарифы не только повышаются, но и снижаются

Публичные слушания

25 ноября состоялись публичные слушания, на которых речь шла о необходимости утверждения новых тарифов на холодную воду, канализацию и электроэнергию. Объявление о слушаниях было опубликовано 3 сентября в газете «Костанайские новости», а также на сайте ГКП ПХО «Лисаковскгоркоммунэнерго».

Когда говорят о новых тарифах да и вообще о новых ценах, то тут давно никто не обольщается: следует ожидать их повышения. Дорожает все – повышаются и тарифы. Хотя, наверное, в какой-то мере это повышение можно считать и плановым: тариф утверждается на ближайшие пять лет. И в последний раз тарифы на воду, канализацию и электроэнергию пересматривались в 2015 год и тоже утверждались на пять лет. Пришло время их пересмотреть.

Главный экономист ГКП ПХО «Лисаковскгоркоммунэнерго» Ольга Ремизова начала с тарифа на услуги по подаче воды по магистральным трубопроводам и распределительным сетям.

При расчете проекта предельного уровня тарифа в 1-ом базовом году за базу принимался фактический объем оказанных услуг за предшествующие 4 квартала.

Так, в действующем тарифе объем реализации услуг составляет 2 209,2 тыс м3, фактический же объем реализации – 2 206,9 тыс м3, что на 0,1% меньше утвержденного в действующем тарифе.

К заявке на утверждение тарифа прилагаются расчеты нормативно-технических потерь. По расчету он составил 582 600 м3.

В статье «Материальные затраты» в проекте предельного уровня тарифа в 1-ом базовом году составляют 26 016,8 тыс. тенге, что на 32% больше принятого в действующем тарифе.

Рост затрат произошел по статье «Сырье и материалы» за счет увеличения стоимости 1 тонны жидкого хлора в 3 раза (цена в действующем тарифе – 202,9 тыс. тенге, в проекте тарифа – 624 тыс.), сернокислого алюминия в 2 раза (цена в действующем тарифе – 60,6 тыс., в проекте тарифа – 106,07 тыс).

По статье «Энергия» согласно расчету удельная норма по электроэнергии составила 0,44 кВтч/м3, увеличение по удельной норме на 13% в связи с заменой насосного оборудования.

Затраты на оплату труда производственного персонала в проекте тарифа в 1-ом базовом году рассчитывались исходя из фактической численности. Затраты на оплату труда 2-го базового года и последующих годов увеличивались на планируемый уровень инфляции – 4%.

В проекте тарифа затраты на оплату труда составили в 1-ом базовом году 107 474,1 тыс. тенге, что на 2% меньше, чем в действующем тарифе (110 080,7 тыс. тенге.) за счет снижения численности на 17 человек (в действующем – 96 человек, в проекте – 79).

Сумма амортизационных отчислений в проекте в 1 базовом году составила согласно расчету 43 048,1 тыс. тенге, что на 99% (21 405,3 тыс тенге) больше, чем утверждено в действующем тарифе – 21 642,8 тыс тенге. Увеличение амортизационных отчислений вызвано:

– проведением капитальных ремонтов, приводящих к увеличению стоимости основных средств, водопроводных сетей и оборудования за период 2015-2018 годы на сумму 120 341,3 тыс. тенге;

– приобретением основных средств на сумму 17 194,3 тыс. тенге;

– реконструкцией основных средств на сумму 649 341,7 тыс. тенге;

– передачей безвозмездно основных средств в уставной капитал на сумму 7 197,4 тыс. тенге.

Затраты по статье «Ремонт» в проекте тарифа составляют в 1-ом базовом году – 10 721,59 тыс. тенге, в действующем тарифе не было предусмотрено затраты по статье «Ремонт». Затраты на ремонт 2-го базового года и последующих годов увеличивались на планируемый уровень инфляции – 3%.

Затраты по статье «Услуги транспорта» в проекте предельного уровня тарифа в 1-ом базовом году составили согласно расчета 35 200,4 тыс. тенге, что в 2 раза (на 18 398,6 тыс. тенге) больше, чем утверждено в действующем тарифе – 16 801,8 тыс. тенге. Увеличение связано с реорганизацией транспортного участка и с ростом цен на ГСМ, материалы, запчасти. Затраты на услуги транспорта 2-го базового года и последующих годов увеличивались на планируемый уровень инфляции – 3%.

Затраты по статье «Прочие затраты» в проекте предельного уровня тарифа в 1-ом базовом году составляют 42 614,9 тыс. тенге, что на 588,4 тыс. больше, чем в действующем тарифе – 42 026,5 тыс. тенге. Увеличение произошло за счет увеличения затрат на услуги центральной лаборатории, услуг транспорта, услуги КИПиА.

Затраты по статье «Прочие затраты» 2-го базового года и последующих годов увеличивались на планируемый уровень инфляции – 3%.

Расходы в проекте тарифа в 1-ом базовом году составляют 19 537,9 тыс. тенге, что на 4 056,9 тыс. тенге больше, чем в действующем тарифе – 15 481 тыс. тенге.

Прибыль рассчитана на 2020-2024 годы в размере 200 262,2 тыс. тенге.

В проекте предельного уровня тарифа в 1-ом и 2-ом базовом году прибыль не заложена, в 3-4-5-ом базовых годах прибыль – 39 045 тыс. тенге. Она заложена для погашения основного долга по кредитному договору по программе «Нурлы жол».

Затем Ольга Ремизова обосновала тариф на услуги по отводу и очистке сточных вод.

При расчете проекта предельного уровня тарифа в 1-ом базовом году за базу принимался фактический объем оказанных услуг за 4 законченных квартала.

Так в проекте предельного уровня тарифа объем реализации услуг составляет 1 491,7 тыс. м3, что на 6% меньше утвержденного в действующем тарифе (1 586,4 тыс. м3).

Материальные затраты в проекте тарифа в 1-ом базовом году составляют 22 902,8 тыс. тенге, что на 9% меньше принятого в действующем тарифе (25 120,1 тыс.) Снижение затрат произошло по статье «Электроэнергия» за счет снижение цены по электроэнергии.

Затраты на оплату труда производственного персонала в 1-ом базовом году рассчитывались исходя из фактической численности и тарифных ставок. Затраты на оплату труда 2-го базового года и последующих годов увеличивались на планируемый уровень инфляции – 4%.

В проекте тарифа затраты на оплату труда составили в 1-ом базовом году 110 704 тыс. тенге, что на 2% больше, чем в действующем тарифе (108 180,3 тыс. тенге).

Сумма амортизационных отчислений в проекте тарифа в 1-ом базовом году составила 20 352 тыс. тенге, что в 3 раза больше, чем утверждено в действующем тарифе – 6 304,4 тыс. тенге. Увеличение амортизационных отчислений вызвано:

– проведением капитальных ремонтов, приводящих к увеличению стоимости основных средств, канализационных сетей и оборудования за период 2015-2018 годы на сумму 59 298,8 тыс. тенге;

– приобретением основных средств за 2015-2018 годы на сумму 34 306,1 тыс. тенге;

– пересмотром полезного срока службы основных средств на сумму 3 511,7 тыс. тенге;

– передачей безвозмездно основных средств в уставной капитал на сумму 271 805,2 тыс. тенге;

– реконструкцией объектов на сумму 13 805,6 тыс. тенге.

Затраты по статье «Ремонт» в проекте предельного уровня тарифа составляют в 1-ом базовом году 9 175,4 тыс. тенге, в действующем тарифе не было предусмотрено затрат по статье «Ремонт». Затраты на ремонт 2-го базового года и последующих годов увеличивались на планируемый уровень инфляции – 3%.

Затраты по статье «Услуги транспорта» в проекте тарифа на 1-й базовый год составляют 15 594,6 тыс. тенге, что в 4 раза больше принятого в действующем тарифе. Увеличение связано с реорганизацией транспортного участка и с ростом цен на ГСМ, материалы, запчасти. Затраты на услуги транспорта 2-го базового года и последующих годов увеличивались на планируемый уровень инфляции – 3%.

Затраты по статье «Прочие затраты» в проекте тарифа на 1-й базовый год составляют 27 860,0 тыс. тенге, что на 4% меньше, чем утверждено в действующем тарифе (29 018,8 тыс. тенге). Снижение произошло за счет снижения затрат на:

– коммунальные услуги на 18,5% за счет снижения тарифов на тепловую энергию, электроэнергию, воду, стоки;

– охрану окружающей среды на 70%, за счет снижения затрат по платежам по эмиссии.

Прочие затраты 2-го базового года и последующих годов увеличивались на планируемый уровень инфляции – 3%.

Расходы периода в проекте предельного уровня тарифов по отводу и очистке сточных вод заложены в размере 17 095,7 тыс. тенге.

В проекте тарифа на услуги по отводу и очистке сточных вод заложена прибыль на 5 лет в размере 119 488,1 тыс. тенге. Прибыль будет направлена на выполнение инвестиционных программ.

И, наконец, услуги по передаче и распределению электрической энергии.

При расчете проекта предельного уровня тарифа в 1-ом базовом году за базу принимался фактический объем оказанных услуг за 2018 год.

Так, в действующем тарифе объем реализации услуг составляет 63 269,1 тыс. кВтч, фактический объем реализации за 2018 год – 57 544,1 тыс. кВтч, что на 9% меньше утвержденного в действующем тарифе.

По расчету объем нормативно-технических потерь составил 7 046,26 тыс. кВтч, или 11%.                                                                                                         Затраты на оплату труда производственного персонала в проекте тарифа в 1-ом базовом году рассчитывался исходя из фактической численности и тарифных ставок. Затраты на оплату труда 2-го базового года и последующих годов увеличивались на планируемый уровень инфляции – 4%.

В проекте тарифа затраты на оплату труда составили в 1-ом базовом году 84 407,9 тыс. тенге, что на 16% больше, чем в действующем тарифе (72 388,5 тыс тенге).

Сумма амортизационных отчислений в проекте тарифа в 1-ом базовом году составила согласно расчету 12 692,1 тыс. тенге, что на 80% больше, чем утверждено в тарифе на 2019 год (7 069,6 тыс. тенге). Увеличение амортизационных отчислений вызвано:

– проведением капитальных ремонтов электрических сетей и оборудования за 2015-2018 годы на сумму 34 673,3 тыс. тенге;

– приобретением основных средств за 2015-2018 годы на сумму 4 432,3 тыс. тенге;

– пересмотром полезного срока службы основных средств на сумму 994,717 тыс. тенге;

– передачей безвозмездно основных средств в уставной капитал на сумму 11 159,7 тыс. тенге;

– реконструкцией объектов на сумму 41 730,3 тыс. тенге.

Затраты по статье «Услуги транспорта» в проекте предельного уровня тарифа на 1-й базовый год составили согласно расчету 5 270,26 тыс. тенге, что на 24% больше, чем утверждено в действующем тарифе на 2019 год (4 231,7 тыс. тенге). Увеличение затрат по услугам автотранспорта связано с увеличением стоимости ГСМ, материалов, запчастей. Затраты на услуги транспорта 2-го базового года и последующих годов увеличивались на планируемый уровень инфляции – 3%.

Затраты по статье «Ремонт» в проекте тарифа составляют в 1-ом базовом году 4 277,9 тыс тенге, что на 13% меньше, чем в действующем тарифе 2019 года за счёт снижения текущего ремонта. Затраты на ремонт 2-го базового года и последующих годов увеличивались на планируемый уровень инфляции – 3%.

Услуги сторонних организаций производственного характера в проекте тарифа на 1-й базовый год составляют 478,4 тыс. тенге, что на 34 % меньше, чем в действующем тарифе 2019 года (723 тыс. тенге). Затраты на услуги сторонних организаций 2-го базового года и последующих годов увеличивались на планируемый уровень инфляции – 3%.

Затраты по статье «Прочие затраты» в проекте тарифа на 1-й базовый год составляют 34 180,2 тыс. тенге, что на 72% больше, чем в принято в действующем тарифе 2019 года (19 888,3 тыс. тенге). Увеличились затраты по следующим статьям:

– затраты на услуги транспорта в связи с реорганизацией транспортного участка и с ростом цен на ГСМ, материалы, запчасти;

– по статье «Охрана труда и техника безопасности» увеличение затрат в проекте тарифа на 1-й базовый год составляет 45%, увеличение связано с ростом цен на спецодежду;

– затраты на обязательные виды страхования включены в затратную часть тарифа на основании заключенных договоров;

– прочие затраты (материалы, услуги связи, интернет, утилизация, бланки, медосмотр, изготовление технических паспортов, экспертиза паспорта готовности, услуги по аккредитации лаборатории, обучение, экологическое страхование, услуги почты) 1-го базового года и последующих годов увеличивались на планируемый уровень инфляции – 3%.

Расходы периода в проекте предельного уровня тарифа заложены в 1-ом базовом году в размере 12 647 тыс. тенге, во 2-ом и последующих годах увеличивались на планируемый уровень инфляции – 3%.

В проекте предельного уровня тарифа на услуги по передаче и распределению электрической энергии заложена прибыль на 5 лет в размере 11 496,4 тыс. тенге.

Прибыль будет направлена на выполнение инвестиционных программ.

Прозвучало и несколько вопросов. И самый первый: каковы численность работающих на предприятии и средняя зарплата? Как прозвучало, в ГКП ПХО «Лисаковскгоркоммунэнерго» в настоящее время работает 501 человек, средняя же зарплата – 101 тыс. тенге.

«У нас 28 вакансий, и основная причина – низкая зарплата. Люди у нас год-два обучаются, а потом из-за низкой зарплаты увольняются», – посетовал генеральный директор ГКП ПХО «Лисаковскгоркоммунэнерго» Женис Махамбетов.

«По итогам девяти месяцев средняя зарплата по городу Лисаковску – 148 тыс. тенге», – добавил заместитель акима города Алмас Султанов.

Почему так значительно снизились услуги по передаче и распределению электрической энергии? Ведь снижение объемов тоже сказываются на росте тарифов.

Ответ был короткий: «ушел» «Арай»: его завод «стоит».

С какого числа планируется повысить тарифы?

Как ответил исполняющий обязанности руководителя Департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан по Костанайской области Акан Ташпанов, антимонопольная служба сначала должна рассмотреть эту заявку. Быстро это сделать не получится, потому что уже имеется более 80 заявок от различных коммунальных предприятий Костанайской области. А после рассмотрения и утверждения заявки необходимо за месяц до введения новых тарифов известить об этом потребителей. Так что ориентировочный ввод новых тарифов – 1 февраля 2020 года.

И теперь осталось лишь конкретизировать: какое повышение предлагает ГКП ПХО «Лисаковскгоркоммунэнерго»?

А предложения лисаковских коммунальщиков следующие.

Услуга по подаче воды по магистральным трубопроводам и распределительным сетям: действующий среднеотпускной тариф в 2019 году – 104,03 тенге за м3, проект тарифа в 2020 году – 128,97 (рост 24%), в 2021 году – 132,72 (3%), в 2022 году – 155,05 (17%), в 2023 году – 159,27 (3%), в 2024 году – 163,53 (3%) тенге.

Услуга по отводу и очистке вод: среднеотпускной тариф в 2019 году – 122,79 тенге за м3, проект тарифа в 2020 году – 164,54 (рост 34%), в 2021 году – 170,08 (3%), в 2022 году – 175,56 (3%), в 2023 году – 181,81 (4%), в 2024 году – 187,95 (3%) тенге.

Услуга по подаче и распределению электрической энергии: среднеотпускной тариф в 2019 году – 2,98 тенге за кВт/ч, проект тарифа в 2020 году – 3,91 (рост 31%), в 2021 году – 4,03 (3%), в 2022 году – 4,18 (4%), в 2023 году – 4,33 (4%), в 2024 году – 4,48 (3%) тенге.

Впрочем, все это – лишь заявка ГКП ПХО «Лисаковскгоркоммунэнерго», а последнее слово останется за Департаментом по регулированию естественных монополий. Практика же показывает, что заявки коммунальных служб значительно урезаются.

«Задача Департамента – сдерживание цен. Но мы должны защищать и интересы предприятий, чтобы они не были убыточными», – сказал Акан Ташпанов.

Так что тарифы скорее всего повысят, но вряд столь значительно.

Но есть еще один сюрприз, о котором журналистам сказали уже после публичных слушаний – тариф на подачу тепла. Сюрприз приятный, потому что его собираются… снизить. Связано это с понижением цены на газ.

Олег ПОЛИВОДА