Традиция плетения живет и в наше время

История

Плетение циновок наряду с войлочным и ткацким ремеслами имеет многовековую историю. Подтверждение этому – многочисленные археологические находки.

Раньше сплетенные циновки широко применялись в быту. В плетении циновок казахи применяли стебли чия (ши) – степного тростника. Чиевые стебли сплетались на простейшем устройстве: два вкопанных бревна, одно от другого на расстоянии примерно 150 см, соединенных по верху балкой. На эту балку накидывались от 5 до 10 нитей с грузилами на концах.

Казашки плели три вида циновок: оре ши – простое сплетение чиевых стеблей; шабак ши – чиевая циновка, стебли которой обмотаны в разноцветную шерсть и в совокупности представляют чередование сплошных цветных полос; шим ши – узорная чиевая циновка, помещаемая между кереге и туырлыком юрты. Разновидностью шим ши является шим есик – узорная циновка, подшиваемая к войлочной накидке двери юрты.

Оре ши широко применялась в хозяйстве казахов. На ней раскладывали и сортировали шерсть, в нее заворачивали шерсть в процессе валяния войлока. На простых циновках сушили молочные продукты.

Шабак ши применялась в виде ширмы, огораживающей хозяйственную часть юрты (направо от входа), ее иногда использовали как оболочку кереге.

Циновка Шим ши – узорная циновка, которой оборачивали основание юрты (кереге). При плетении шим ши каждый стебель чия сплетался полосками цветной шерсти в определенных границах, а все стебли, сплетенные подобным образом, создавали четкий орнамент. Размеры шим ши были произвольными: ширина была не менее 140 см и доходила до 170 см, а длина – до 10 м и даже более.

Шим есик – узорная циновка, пришиваемая к внутренней стороне войлочной накидки двери юрты, плелась как и шим ши, но размеры ее были меньше: ширина от 100 до 140 см, длина не более 300 см, причем узорная часть – не более 250 см.

Отметим, что изготовление узорных циновок из растения чий, является одним из ярких видов казахского народного прикладного искусства.

Надо сказать, что процесс плетения циновок трудоемок, требует навыков и усидчивости. Чиевое плетение было распространено на всей территории Казахстана. Народные мастерицы, обматывая цветной шерстью или пряжей тонкие прутики, создавали настоящие произведения искусства.

Современная казахстанская культура сочетает в себе как традиции, так и инновации.

Жительница нашего города Любовь Филипповна Баталова давно увлекается плетением изделий из природной лозы, но создавать узорные циновки начала совсем недавно, после посещения Лисаковского музея истории и культуры Верхнего Притоболья. Ее вдохновил один из музейных экспонатов – циновка из стеблей чия с изображением казахских национальных орнаментов. Стебли чия Любовь Филипповна заменила лозой и занялась плетением. В результате – получилось оригинальное произведение – декоративное панно. Любовь Филипповна говорит, что процесс плетения несложный, им могут заниматься не только взрослые, но и дети. Она считает это занятие интересным, так как каждый казахский орнамент имеет свое значение. По мнению Любови Филипповны сегодня панно, выполненные в традиционной технике плетения и украшенные орнаментом, могут использоваться как оберег.

18 сентября 2020 года Любовь Филипповна приняла участие в городском онлайн-фестивале «Атадан балаға жеткен мұра», где продемонстрировала свои работы и была награждена дипломом и денежной премией.

С. А. СКОРИК,

экскурсовод Лисаковского

музея истории и культуры Верхнего Притоболья

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *