Ценовая политика

Телевидение станет дороже

Обращали ли вы внимание, что после падения курса тенге и, соответственно, повышения курса доллара нередко повышаются и цены на отечественные товары? Причем, самые что ни на есть отечественные: молоко, мясо, яйца…

Казалось бы, логики здесь никакой: если товар наш, то при чем здесь доллар? Однако логика (если говорить о производстве, а не о частном подворье) все-таки есть. Да, курица и яйца наши. Но все сопутствующее к ним: корм, удобрения, оборудование – приходит из-за рубежа и крепко привязано к доллару. Даже если и корма свои, но комбайны, запчасти к ним – опять же оттуда.

Написал и подумал: с частниками я, пожалуй, тоже погорячился, не нужно спешно выносить им приговор. Корм ведь и им приходится покупать – и уже по повышенным ценам. Ведь корма – это комбайны и запчасти. Казахстанская экономика крепко привязана к мировой, и это сказывается абсолютно на всех жителях.

Иногда это идет нам на пользу. Помните падение курса рубля? Некоторые казахстанские граждане сумели на этом сыграть, приобретая в России подешевевшие – для нас – товары. Но чаще всего никакой пользы, а один только вред, ибо курс тенге редко идет вверх, выбирая падение.

А курс тенге снова нестабилен и, что хуже всего, традиционно нестабилен. Следовательно, если где-то цены еще не повысились, то можно ожидать их повышения.

Труднее всего в этой ситуации лавировать монополистам, за которыми присматривает Департамент по регулированию естественных монополий. Наше ГКП ПХО «Лисаковскгоркоммунэнерго» уже не раз несло большие убытки по банальной причине: цена на газ повысилась, а цену на коммунальные услуги Департамент позволил поднять только несколько месяцев спустя.

Других, не монополистов, столь строго не контролируют. И они цены повышают, зачастую не объясняя причин. Полагают, что потребитель и сам о них догадается. Неприятно, но и кинуть в них камень – рука не поднимается. Понятно ведь, что цель работы любого предприятия – получение прибыли. Без этого нет смысла работать. Точно так же и рядовые граждане не станут работать без зарплаты, на голом энтузиазме.

Впрочем, это все теория. Но можно обратиться и к практике. Возьмем, допустим, ТОО «Мега Line» – кабельное телевидение. Сейчас на цифровом телевидении транслируется 102 канала. Изменений планируется немного: вместо «ZEE TV» появится канал «Индия», вместо «Кто есть Кто» – «Наше новое кино». Менее, так сказать, смотрибелные поменяют на более интересные.

Но речь, как вы, наверное, догадались, не об этом. Вопрос – о цене, которая пока что для абонентов составляет 1 200 тенге в месяц. Помнится, несколько месяцев назад исполнительный директор ТОО «Мега Line» Алексей Кирдин мне сказал: «Постараемся до конца года цену не повышать».

Что изменилось?

— Изменился, как известно, курс доллара, — отвечает Алексей Кирдин. – Если в мае-июне один доллар был порядка 320 тенге, то в августе-сентябре – уже 380. Сейчас доллар несколько снизился, но все равно  выше прежнего. А большинство наших каналов – иностранные. Да, мы покупаем их у казахстанских дистрибьюторов и покупаем в основном в тенге. Но дистрибьютор – это по сути своей посредник, который сам покупает каналы за рубежом и перепродает их нам. И легко можно догадаться, что для нас их стоимость повысится.

– Но дело даже и не в ожидании этого повышения стоимости каналов, – продолжает Алексей Кирдин. – Уже сейчас из-за скачка доллара приобретение и ремонт оборудования обходятся для нас дороже на 15-18 процентов. И прибыли практически нет. Мы пока имеем возможность приобретать каналы, платить налоги и зарплату, которая, к слову, у нас уже не повышалась два года, но на новое оборудование денег уже не остается.

– Зачем требуется новое оборудование, если сейчас все работает практически без сбоев?

– Человек, имеющий автомобиль, вряд ли задаст такой вопрос. Он понимает: автомобиль может стать не только источником доходов, но он еще – и постоянные расходы. Это бензин, масло, резина, запасные части… Все ведь изнашивается и требует замены. Где-то мы оборудование ремонтируем, если есть такая возможность. Но оно быстро устаревает, приходит что-то новое, более современное. И новое оборудование – это, прежде всего, вопрос качества. Который стоит на первом месте для тех, кто занимается бизнесом и дорожит своей репутацией.

– Но тот, кто занимается бизнесом, должен думать и о цене.

– Согласен! С этим не поспоришь! Задерешь цену – потеряешь определенное количество потребителей. А это и потеря прибыли. Поэтому всегда важно найти золотую середину: баланс между качеством и ценой. Но в любом случае, качественный товар всегда дороже, потому что дольше служит. Взять то же оборудование: одно стоит дешевле, другое дороже. Какое выбрать? Один миллионер сказал такую фразу: «Я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи».

– Исходя из сказанного, можно предположить, что цена на кабельное телевидение повысится?

– Да, и, возможно, придется ее поднять уже в этом году. Если честно, очень не хочется этого делать. Я прекрасно понимаю: наверное, мы потеряем определенное количество абонентов, которых у нас и без того немного. Но выбирать не приходится.

– И какова «цена вопроса»?

– Мы еще не делали полных расчетов, потому что не знаем, какова будет стоимость каналов на следующий год. Но в идеале, если обеспечить то самое качество, о котором я уже говорил, это должно быть порядка 200-400 тенге.

– А если сравнить с ценами кабельного телевидения в других городах Казахстана?

– Могу говорить лишь о тех ценах, которые знаю. В Ерейментау – а этот город меньше Лисаковска – 2 500 тенге. В Экибастузе – 1 900. В Караганде – от 1 700 до 2 100. В Рудном, если не ошибаюсь, в пределах 1 300 – 1 400 тенге. В Костанае несколько операторов, и у кого-то цена ниже тысячи. Но тут весь вопрос – в количестве абонентов. Тех, кто смотрит каналы и платит за них. В Рудном их почти в четыре раза больше, чем у нас, в Костанае – почти в шесть раз. А чем больше потребителей твоей продукции, тем и цены ниже. Прибавляются потребители – цену можно снижать. При этом, не теряя прибыли, но даже увеличивая ее. В бизнесе это – азбучная истина. Но есть и еще один момент. Дистрибьюторы, продавая нам каналы, тоже диктуют цену в зависимости от количества абонентов. И чем меньше абонентов, тем выше для операторов кабельных сетей стоимость каналов. В Лисаковске же их – по сравнению с более крупными городами – абонентов, немного. Тем более что с весны до осени, когда начинается дачный сезон, немало людей от кабельного телевидения отказываются. И возобновляют его работу после окончания дачного сезона. В этом году, как мы подсчитали, таковых было 15% от всего количества абонентов. А мы за них дистрибьюторам заплатили за весь год. Да, эти люди большой погоды не делают, они имеют право приостанавливать работу кабельного телевидения. Но и они – тоже часть нашей экономики.

Все эти условия, которые я назвал, в конечном итоге и сказываются на цене за кабельное телевидение.

Олег ПОЛИВОДА