Учеба в новых инновационных реалиях

Образовательный курс

Традиционное августовское совещание педагогов накануне нового учебного года состоялось. Но не такое, к которому привыкли сотрудники системы образования. Формат был не торжественный, а сухой, официальный, дистанционный: аким города в формате онлайн на платформе Zoom заслушал доклады, зачитал протокол и все разошлись. Награждение, по словам Алмата Исмагулова, из-за пандемии решено перенести на День учителя.

ОБРАЗОВАНИЕ И НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

В конференц-зале городского акимата за час выступили пять представителей системы образования. Открыла череду докладов руководитель отдела образования акимата города Елена Бурдыка. Она сообщила, что ежегодно число школьников растет – в этом году к занятиям приступило 4 тыс. 35 учеников, что на 24 ученика больше. Учитывая эпидемиологическую ситуацию, 2020-2021 учебный год начался не так, как предыдущие.

«Красногорская начальная школа с контингентом 7 учащихся будет обучаться в штатном режиме с усилением мер санитарно-эпидемиологической безопасности, – сообщила Елена Александровна.– В остальных 7 школах с общим количеством 4 028 учащихся учебный процесс будет организован дистанционно с функционированием дежурных классов для учащихся 1-4 классов. Для обучения в таком формате открывается 128 дежурных групп с охватом 1384 школьника, или 74,8% от общего числа учащихся младших классов (всего учащихся с 1 по 4 классы – 1850)».

Для выполнения санитарных мер в школы приобретены дезинфицирующие тоннели, тепловизоры, кварцеватели, санитайзеры, антисептики на общую сумму 4 млн 579 тыс. 800 тенге.Предусмотрены несколько этапов дезинфекции. Всем участникам образовательного процесса предстоит пройти через дезинфицирующий тоннель, бесконтактную термометрию с помощью тепловизоров, санобработку обуви и рук.

Для обеспечения дистанционного обучения посредством интернет-платформ в летний период в школы города приобретено 128 компьютеров на 18 млн 439 тыс. тенге,что позволило обновить компьютерный парк организаций образования города на 22,6% и обеспечить компьютерной техникой нуждающихся школьников на период дистанционного обучения. «В настоящее время учащимся передано 66 школьных компьютеров на возвратной основе», – сказала руководитель отдела образования акимата города. Только вот, во-первых, хватает ли этого количества на всех учеников: все ли дети имеют доступ, как у нас принято говорить, к всеобщему бесплатному среднему образованию? Во-вторых, все ли могут освоить программу через современные гаджеты? В-третьих, позволяет ли качество связи (имею ввиду, скорость интернета) получать знания в онлайн формате полноценно? Никто на педагогическом совещании в Лисаковске, увы, эти вопросы не обозначил и не задал.

По словам Елены Бурдыки, с целью повышения статуса профессии педагога и модернизации педагогического образованиявнедрена новая система карьерного роста учителя.Заработная плата педагогов увеличена от 30% до 50% от должностного оклада в зависимости от квалификационной категории. Учителям, преподающим предметы на английском языке, устанавливается дифференцированная доплата в зависимости от уровня обучения.

Кроме того, в предстоящем учебном году предусматривается возможность дифференцированного повышения оплаты труда за счет доплат за квалификационный уровень руководителям организаций образования, методистам, педагогам дошкольного, дополнительного образования, а также педагогам – наставникам, учителям – магистрантам.

Всего в сфере образования города трудится более 600 педагогических работников. Для ежегодного повышения заработной платы выделены республиканские трансферты на общую сумму 391 млн 703 тыс. тенге. На доплаты педагогам за степень магистра предусмотрен 1 млн 901 тыс. тенге, на сегодня эту надбавку получают 7 педагогов.С 1 сентября в два раза увеличивается доплата за классное руководство и проверку тетрадей, выделенная сумма 8 млн 445 тыс. тенге.

Как сказала Елена Бурдыка, для подготовки педагогов к работе в дистанционном формате 346 учителей города прошли обучение на онлайн курсе «Учусь учить дистанционно» и готовы реализовывать полученный опыт на практике.«В целом нами предусмотрен целый комплекс мер, включающий курсовую подготовку, семинары, конкурсы, экспериментальную работу и другие формы повышения педагогического мастерства», – заверила Елена Александровна.

За работу в условиях обновленного содержания образования предусмотрено 145 млн 811 тыс. тенге.Еще одним новшеством 2020-2021 учебного года станет переход на обновленные программы с акцентом на навыки функционального и творческого применения знаний, критического мышления. После завершения перехода среднего образования на обновленное содержание планируется поэтапный переход на 12-летнее обучение. Старшая ступень 12-летней школы уже сейчас является профильной с уклоном на элективные предметы.Задача руководителей школ– ответственно подойти к выбору 10-классниками профильных предметов с учетом их наклонностей, индивидуальных особенностей и выбора будущей профессии. В рамках обновления содержания образования в школах города активно внедряется критериальная система оценивания учебных достижений учащихся.

Остановилась Елена Бурдыка и на итогах ЕНТ. В национальном тестировании в июне т.г. принял участие 71выпускник, или 55%(всего 129 выпускников), что выше прошлого года на 8,6%(в 2019 году — 46,4%).

Всего по итогам тестирования средний балл по городусоставил76,9 единицы,что выше областного показателя на 4,8баллови на 10,67 выше результата прошлого года (обл. – 72,1, по РК – 65,6 баллов, 2019 г. – 66,23).

Лучший показатель среднего балла у выпускников Октябрьской СШ(93,6), школы-гимназии (85,1), школы-лицея(79,5). Самый низкий результат по среднему баллу в СШ №3 (58,5).

Четвертый год выпускники школ сдают ЕНТ в новом формате, когда по его итогам распределяются гранты на обучение в высших учебных заведениях Казахстана. Исходя из анализа распределения государственных образовательных грантов за последние три года, отмечается положительная динамика в данном направлении. Так, в 2018 году доля абитуриентов, получивших право на получение бесплатного высшего образования составила22,1%, в 2019 году – 28,6%, в текущем году – 36,6%, из них61,5% оставили свой выбор за вузами области.

Вместе с тем, более 50% выпускников, поступивших в вузы, выбрали для обучения зарубежные учебные заведения, в том числе вузы России (51 чел., или 56% от поступивших в вузы). «Такая тенденция сохраняется на протяжении нескольких лет, что указывает на необходимость дальнейшего проведения профориентационной работы с учащимися по выбору казахстанского образования», – отметила Елена Бурдыка.

Аким города попросил Елену Александровну подробно рассказать о работе дежурных групп. Главное – продолжительность уроков будет 40 минут – значит они будут полноценно получать образование, но в день у них будет не больше 4 уроков.

ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМ В ДЕТСКОМ САДУ И В ШКОЛЕ

О системе дошкольного образования рассказала заведующая ясли-садом «Мурагер» Гульбану Нурсеитова. Она отметила, что в условиях обновления образования наши педагоги в сложившейся ситуации успешно смогли перестроиться и организовать работу с детьми в онлайн формате. Обучение детей выстраивается через интерактивные учебные материалы, которые содержат инструкции, учебный контент.«Нами разработана система подачи знаний через онлайн обучение, которая имеет механизмы оповещения детей и родителей: чаты, форумы,интернет-конференции, online-занятия, работа с облачными хранилищами, с платформой Miro», – сказала заведующая.

Про возможности образовательных интернет-платформ поделилась информацией заместитель директора школы-лицея Юлия Прахнау. В школе – лицее 8 педагогов-исследователей и 10 экспертов; 6 тренеров и координаторов. Средний возраст педагогического коллектива – 43 года, что, по словам Юлии Прахнау, является наиболее оптимальным для продуктивной работы в рамках обновления содержания образования и внедрения информационных технологий. «Именно молодые педагоги стали коучами при внедрении новых интернет-платформ, организаторами обучения как педагогов нашей школы, так и учащихся», – сказала заместитель директора школы-лицея. Не секрет, что активно работает платформа «Күнделік». С помощью этой информационной системы родителям школьников стало легче получать информацию о текущей успеваемости школьников, отслеживать посещаемость, а также оперативно связываться с педагогами и другими родителями прямо в системе «Күнделік».

     Платфома «Күнделік» совершенствуется, и в этом году внедрены несколько новых продуктов. Первый из них – это мониторинг, благодаря этому продукту проводится анализ результатов работы с электронным журналом.Второй – это KundelikAnalytics, который позволяет узнать траекторию успеваемости ученика и сравнить его показатели в течение года, мотивируя улучшать результаты. Разработаны мобильные приложения с удобным доступом для учеников и родителей к ключевому контенту Системы с мобильного устройства (iOS и Android). Разработан геолокатор Kid-tracker, который предоставляет информацию о текущем местоположении ребенка.

«Для учеников возможности системы «Күнделік» не ограничиваются электронным дневником. В системе учащиеся могут формировать личное портфолио, пользоваться электронными образовательными ресурсами (видео уроками, учебными материалами), общаться с друзьями и участвовать в конкурсах и олимпиадах. А такие контенты как: Aitu – приложение, платформы«BILIMLAND»,OnlineMektep, «DARYN.ONLINE»еще больше расширят их возможности», – уверена Юлия Викторовна.

Достижения обучающихся в этом учебном году будут оцениваться формативно, с выставлением баллов. При этом максимальный балл за формативное оценивание должен составлять от 1 до 10 баллов во 2-11 классах. Для предоставления обратной связи применяются рубрикаторы электронного журнала. Таким образом, родители учащихся смогут узнать, какие учебные цели постигал их ребенок на уроке и каких результатов достиг, будут получать соответствующие уведомления, раскрывающие суть занятия и степень освоения предмета.

«За последние 3 года 80% выпускников нашей школы поступили в медицинские высшие учебные заведения, в вузы инженерно – технологического и экономическогонаправления», – отметила Юлия Прахнау.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОЛЛЕДЖЕ

Поступают наши выпускники и в Лисаковский технический колледж, которому в этом году исполнится 50 лет.Студенты 1-х и 3-х курсов рабочих квалификаций (выпускники) с соблюдением строгих мер санитарной безопасности будут обучаться в штатном режиме, с делением на две подгруппы, длительность пары – 40 мин. «Студенты 2, 3, 4 курсов продолжат обучение в дистанционном формате на платформе edupage», – сообщил директор ЛТК Александр Щетина.

В процессе реализации дистанционных форм обучения теоретический материал будет выдаваться в небольшом объеме и в разных формах (аудио, видеоролики, презентации, а также педагогами колледжа создаются видеоуроки), чтобы у обучающихся появилось больше возможностей для его усвоения.Для закрепления теоретического материала на портале имеются различные формы онлайн контроля.

Также на портале организована внеаудиторная работа и кружковая деятельность обучающихся, созданы группы по интересам. В онлайн режиме с использованием платформы ZOOM проводятся классные часы и правовые лектории.

На сегодняшний день из 34 учебных заведений технического и профессионального образования Костанайской области 11 вошли в проект «Жасмаман», среди которых и ЛТК. По итогам реализации проекта в колледже будут созданы три учебные лаборатории, оснащенные современным оборудованием, необходимым для подготовки специалистов, востребованных на республиканском и международном уровнях.

Кроме того, в этом учебном году в рамках меморандума о взаимном сотрудничестве между акиматом Костанайской области и ERG планируется приобретение учебно-лабораторного оборудования для обновления и укрепления учебной МТБ колледжа.

Также колледж является участником государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек». В 2021 году первые 47 выпускников в рамках реализации данной программы получат дипломы рабочих квалификаций «Слесарь по ремонту автомобиля» и «Электрогазосварщик».

ПОИСК ФОРМ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Формат дистанционной работы освоили и в Центре детского и юношеского творчества. Опытом и достижениями поделилась директор Центра Лариса Романовская. Она подчеркнула, что в отличие от общеобразовательных школ, учреждения дополнительного образования не имеют сетевых платформ и инструментов, применяемых для организации учебного процесса в системе общего образования. «Предприятие столкнулось с необходимостью самостоятельного выбора пути перенесения своей деятельности в виртуальный формат», – сказала Лариса Михайловна. И в Центре выбрали следующие направления деятельности для организации дополнительного образования в режиме сложной эпидемиологической ситуации: занятия проводили в дистанционной форме; организовывали дистанционно мастер-классы, выставки работ воспитанников и онлайн-концерты в интернете, а также проводили и участвовали в дистанционных конкурсах различного уровня.

Каждый педагог определил для себя онлайн-сервис для проведения занятий: WhatsApp, Skyрe, YouTube, Telegram. Воспитателями и спортинструкторами дворовых клубов были созданы WhatsApp-группы.Для каждого кружка также была создана отдельная группа, в которую были включены все обучающиеся, администрация Центра и, по желанию, родители. В процессе объяснения педагог использовал голосовые сообщения, видеосвязь, презентацию. В течение занятий воспитанники имели возможность вести обсуждения с педагогом, выполняя задание. Так же дети отправляли видео, фото выполненного задания, педагог оценивал правильность выполнения.

В летний период на базе Центра была организована онлайн-школа лидеров республиканского общественного объединения «Лисаковская единая детско-юношеская организация «ЖасҰлан». Школа актива этого года была посвящена Году волонтера в Казахстане.На видеохостинге YouTube педагоги Центра обменивались роликами видео-занятий, проводили мастер-классы и дистанционные выставки работ кружковцев. Свидетельство о внесении педагогического опыта в областную базу онлайн-занятий по дополнительному образованию получили Юрий Преснов, Сергей Волошин и Галина Пироженко.

Как отметила Лариса Романовская, подводя итог этому сложному, новому опыту работы в условиях дистанционного обучения, взвешивая все «за» и «против», мы пришли к выводу, что, вернувшись в привычное русло, уже трудно будет отказаться от цифровых технологий. Как показало анкетирование, проведенное среди воспитанников Центра, главным достоинством дистанционной формы обучения 48,6% назвали возможность заниматься из дома. Наиболее удобной формой и средством обратной связи с педагогом 65,4% считают использование мессенджеров Viber, WhatsApp.По результатам также видно, что у педагогов Центра есть потребность в методической поддержке по вопросам эффективного использования современных интернет-сервисов.

Алмат Исмагулов поблагодарил лисаковских сотрудников системы образования за работу, внедрение и освоение инноваций, за творчество, любовь к работе и призвал настраиваться на дистанционный формат не только на первую учебную четверть, но и на последующие четверти тоже. Похоже, что мы с ним надолго…

Максим СУШКО

Фото автора