Уроки «трагического января»: единство общества – гарантия независимости

Глава государства 11 января выступил на заседании Мажилиса Парламента Республики Казахстан

НОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЗАХСТАНА

Сначала была представлена кандидатура нового Премьер-министра страны.

Депутаты проголосовали единогласно. Возглавил кабинет министров РК АлиханАсханович СМАИЛОВ. Политическому деятелю 18 декабря исполнилось 49 лет. До назначения премьером с 5 января исполнял обязанности премьер-министра, до этого работал первым вице-премьером.Чуть позже Касым-Жомарт Токаев подписал указ о составе Правительства Казахстана.

Назначить:

Скляра Романа Васильевича – первым заместителем Премьер-Министра Республики Казахстан;

ТугжановаЕралыЛукпановича – заместителем Премьер-Министра Республики Казахстан;

ТлеубердиМухтараБескенулы – заместителем Премьер-Министра – Министром иностранных дел Республики Казахстан;

Султанова БахытаТурлыхановича – заместителем Премьер-Министра – Министром торговли и интеграции Республики Казахстан;

КойшыбаеваГалымжанаТельмановича – руководителем Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан;

Бектанова Мурата Карибаевича – Министром обороны Республики Казахстан;

ТургумбаеваЕрланаЗаманбековича – Министром внутренних дел Республики Казахстан;

Умарова Аскара Куанышевича – Министром информации и общественного развития Республики Казахстан;

КарашукееваЕрболаШыракпаевича – Министром сельского хозяйства Республики Казахстан;

Мусина Каната Сергеевича – Министром юстиции Республики Казахстан;

АймагамбетоваАсхатаКанатовича – Министром образования и науки Республики Казахстан;

ГиниятАжар – Министром здравоохранения Республики Казахстан;

ШапкеноваСерикаЖамбуловича – Министром труда и социальной защиты населения Республики Казахстан;

УскенбаеваКаирбекаАйтбаевича – Министром индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан;

ЖамаубаеваЕруланаКенжебековича – Министром финансов Республики Казахстан;

АбаеваДауренаАскербековича – Министром культуры и спорта Республики Казахстан;

Ильина Юрия Викторовича – Министром по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан;

КуантыроваАлибекаСакеновича – Министром национальной экономики Республики Казахстан;

Мусина БагдатаБатырбековича – Министром цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан;

БрекешеваСериккалиАмангалиевича – Министром экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан;

АкчулаковаБолатаУраловича – Министром энергетики Республики Казахстан.

 

ОСНОВНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА

…Сплоченность нашего общества методично расшатывали, в том числе посредством акций протеста, согласно профессионально разработанным сценариям.

…Комитет национальной безопасности как уполномоченный орган не смог и не захотел дать четкую оценку этой подрывной работе. Не разглядел критической угрозы национальной безопасности. Организаторам атаки оставалось найти только повод, который появился бы в любом случае.В качестве инструмента было использовано недовольство населения из-за роста цен на автогаз.

Далее события развивались как по спирали.

…План атаки на Казахстан включал в себя целый ряд различных аспектов: военный, политический, идеологический, дезинформационный и прочие. Над подготовкой захвата власти работали профессионалы.

Коль скоро это была вооруженная агрессия со стороны международного терроризма против нашей страны, то Казахстан юридически обоснованно обратился к своим партнерам по Договору о коллективной безопасности с просьбой направить миротворческий контингент.

…Попытка государственного переворота, покушение на целостность страны провалились.

Сегодня, когда эти «черные» дни уже позади, хочу отметить мужество бойцов спецподразделений МВД в отражении террористической агрессии.

Однако не все проявили верность своему долгу.

В ряде городов руководители ДКНБ, несмотря на достаточный боевой арсенал, не вступая в бой,покинули служебные здания, оставив там оружие и секретную документацию.

Теперь хочу обозначить первые контуры работы, которую нам предстоит выполнить.

Первое.Необходимо успешно завершить антитеррористическую операцию.

В целом острая фаза контртеррористической операции пройдена.

Ситуация во всех регионах стабильная.

В связи с этим заявляю, что основная миссия миротворческих сил ОДКБ успешно завершена.

Через два дня начнется поэтапный вывод объединенного миротворческого контингента ОДКБ. Процесс вывода контингента займет не более 10 дней.

…Другой крайне важный момент: почему государство «проспало» наличие спящих ячеек боевиков и деятельность их командного пункта?

Почему на территории нашей страны оказалось так много нелегального оружия и спецсредств?

Почему не проводилась агентурная работа по выявлению и нейтрализации адептов терроризма?

Предстоит перестроить работу наших Вооруженных сил, правоохранительных структур, органов национальной безопасности, внешней разведки.

Необходимо внести срочные коррективы в реформирование правоохранительной системы.

… Командованию силовых структур незамедлительно приступить к отработке боевых навыков, оснащению эффективными средствами защиты и нападения.

Второе.Укрепить количественно и качественно Национальную гвардию.

Предстоит сформировать ее новые подразделения в регионах и усилить действующие, решить вопросы с транспортным и материально-техническим обеспечением.Увеличить численность подразделений специального назначения МВД и Национальной гвардии.

… Увеличить оплату труда сотрудников спецподразделений всех силовых органов.

Третье. Повысить правовую защищенность полицейских.

Ужесточить ответственность за нападения на представителей власти и неподчинение законным требованиям.

Четвертое. Кардинально повысить боеспособность армии.

В кратчайший срок создать командование Сил специальных операций.

Пятое. Пересмотреть принципы организации и управления Пограничной службой.

Провести ревизию реформ, которые сместили акцент с войсковой охраны государственной границы на оперативные методы работы.

Шестое. Полностью перестроить деятельность разведывательного сообщества, включая внешнюю, военную, криминальную и финансовую

Седьмое. Обеспечить эффективную координацию между различными силовыми структурами.

Актуализировать алгоритмы действий госорганов в кризисных ситуациях, усилить межведомственную координацию.

…Следует признать, что произошедшие трагические события во многом вызваны серьезными социально-экономическими проблемами и неэффективной, а точнее, провальной деятельностью некоторых государственных органов.

Произошел заметный отрыв отдельных исполнительных органов от трудных реалий и потребностей граждан. У представителей властных структур сформировалось искаженное представление о жизни людей, их чаяниях и запросах.

Обострилась и проблема неравенства. Она усугубляется из года в год, хотя средние показатели доходов населения вроде бы растут, по крайней мере на бумаге.

Однако за приличными средними заработками скрывается сильное имущественное расслоение в обществе. Многие насущные проблемы граждан не решены.

Обеспечение благополучия и качества жизни – главная задача государства. Эти слова следует перевести в плоскость реальных дел.

Доходы всех групп населения должны расти по мере роста экономики. Это непреложная аксиома, которая в нашем случае не работает.

Созданная в стране социально-экономическая система показала достаточную эффективность в обеспечении общего роста национального дохода, но при этом является неэффективной в его распределении, и вы это хорошо понимаете и знаете.

Ключевыми выгодоприобретателями экономического роста стали финансово-олигархические группы.

Сложившиеся олигополии серьезно ограничили развитие свободного рынка и снизили конкурентоспособность страны.

…Сложившаяся система ориентирована главным образом на обслуживание крупных структур по принципу: «друзьям все, остальным – по закону».

По сути, данная система еще более усиливает олигополию в экономике. Большие предприятия пользуются особыми привилегиями, подавляя конкуренцию и препятствуя проведению реформ.

…Остаются непрозрачными, неэффективными и процедуры предоставления мер государственной поддержки.

… Особое внимание нужно уделить развитию малого и среднего бизнеса в регионах.

…У предпринимателей и в целом в обществе множество вопросов вызывает деятельность компании, которая называется «Оператор РОП».

Дошло до того, что было организовано некое общественное движение против этой частной компании.

Поручаю Правительству принять меры по прекращению утилизационного сбора и распоряжения утилизационным сбором ТОО «Оператор РОП».

Этим должна заниматься государственная организация, как в зарубежных странах.

Что касается самих сборов, следует пересмотреть их ставки. Функции государства по утилизации, поддержке автомобильной промышленности и сельхозмашиностроения никто не отменял.

Следует рассмотреть вопрос предоставления покупателям отечественных автомобилей и сельхозтехники ваучеров за счет утилизационного сбора.

…Поручаю Правительству проработать вопрос дополнительных поступлений в бюджет. Взамен можно предоставить широкие льготы для разведки и освоения новых месторождений. Я веду речь о крупных горнорудных и других компаниях.

В условиях благоприятной конъюнктуры рынка производители бензина и различные посредники получают дополнительные прибыли.

Считаю необходимым изымать часть этой маржи в пользу бюджета посредством акцизов. Правительство должно провести соответствующие расчеты.

При этом нельзя допустить роста цен.

Значительный потенциал в повышении доходов бюджета кроется в наведении порядка на таможне. Особенно на границе с Китаем.

Говоря о доходах бюджета, нельзя не отметить и некоторые статьи расходов.

Отмечу заработные платы членов Правительства, депутатов и акимов.

…Считаю, что заработные платы у упомянутой категории государственных служащих вполне достаточные.

Поэтому считаю возможным объявить пятилетний мораторий на повышение заработных плат членов Правительства, акимов регионов и депутатов.

…Административным госслужащим и бюджетникам заработные платы продолжим поднимать по мере роста возможностей бюджета.

…С целью повышения благосостояния казахстанцев мы неоднократно поднимали зарплаты и пенсии, но каждый раз сталкиваемся с неконтролируемым ростом цен.

На протяжении многих лет высокая инфляция остается ключевой проблемой нашей экономики. Она снижает эффективность экономической и социальной политики.

Пришла пора поставить точку в этом вопросе, стабилизировать цены и инфляционные ожидания населения.

Нужна планомерная работа по снижению инфляции. Целевой коридор – 3-4% к 2025 году.

…Сегодня мы назначили нового Премьер-министра, поставили ряд конкретных задач.

Поручаю Премьер-министру в течение трех недель подготовить Программу действий Правительства на 2022 год. Рассмотрим ее на расширенном заседании Правительства в начале февраля.

Во всем мире началась новая вспышка коронавируса. В Казахстане наблюдается резкий рост заболеваемости. Фиксируется более 2 тысяч новых случаев в сутки.За весь период пандемии число заражений составило более 1 млн человек.Поэтому важно не расслабляться и продолжить борьбу с коронавирусом.

…Теперь о межрегиональных диспропорциях.

Общеизвестно, что регионы Казахстана развиваются неравномерно.

Диспропорции создают предпосылки для социального дискомфорта, роста миграционных настроений.

…Далее. Не секрет, что зачастую уровень поддержки региона зависит от «веса» конкретного акима, а не от реальных потребностей жителей.

Это ведет к диспропорциям в развитии и недовольству граждан.

…Необходимо признать невысокий кадровый потенциал, формализм, коррупцию, большую текучесть кадров.

Поэтому сохраняется низкий уровень доверия общества к институтам государственной власти.

Следует усовершенствовать систему отбора кадров на государственную службу, убрать излишние препоны и барьеры для поступления.

…Необходимо констатировать, что в целом эффективность диалога чиновников с гражданами по-прежнему низка. Руководители госорганов не умеют, а порой и боятся общаться с народом.

Члены Правительства должны регулярно выезжать в регионы, а акимы регионов обязаны проводить постоянные встречи с жителями каждого населенного пункта.

Еще одна проблема – тотальная бюрократия.

…Приоритетом должно стать содержание, а не форма. Отчет ради отчета и контроль ради контроля должны уйти в прошлое.

 

…Благополучие граждан и их социальное самочувствие должны быть главными и всегда находиться в фокусе внимания государства.

Пора завершать игру с цифрами и переходить к реальным делам. Зачастую госорганы любят маскировать ситуацию терминами вроде «продуктивных самозанятых», «неформальной занятости».

В результате многие люди остаются «один на один» с безработицей и социальной незащищенностью.

Это требует качественного обновления социально-трудовой сферы.

В этих целях следует принять комплекс следующих мер.

Разработать программу повышения доходов населения.

Работа должна быть точной и адресной. На каждом управленческом уровне следует установить конкретные показатели снижения бедности.

Предстоит выявить реальное количество граждан, нуждающихся в трудоустройстве.

Поручаю Правительству совместно с «Атамекен» в двухмесячный срок принять программу по повышению доходов населения.

Правительству следует обеспечить своевременное принятие Социального кодекса.

Особое внимание следует уделить снижению безработицы, особенно молодежной.

Выпускники вузов, колледжей, особенно молодежь без образования не всегда имеют возможность трудоустроиться на постоянные рабочие места. Это мы хорошо знаем. Выживают, перебиваясь случайными заработками.

Некоторые в поисках дохода могут переступить закон.

Поручаю Правительству рассмотреть возможность увеличения продолжительности участия и размера оплаты труда по проектам «Молодежная практика» и «Первое рабочее место».

Важно создавать условия для реализации деловых инициатив молодежи и уязвимых категорий населения.

Правительству поручается проработать возможность увеличения соответствующего гранта в два раза до 400 МРП.

Безусловным приоритетом является повышение доступа к качественному образованию.

…Поручаю разработать специальную программу привлечения лучших педагогов с соответствующим пакетом мер поддержки для регионов, где есть дефицит учителей.

Злободневным остается вопрос доступности высшего образования.

Особое внимание следует уделить выделению целевых грантов для молодежи из густонаселенных регионов страны.

Для построения новой экономики важно повышение конкурентоспособности вузов.

Недавно в Казахстане начали открываться филиалы ведущих зарубежных вузов. В скором времени планируется открытие филиалов передовых технических вузов России.

Считаю необходимым к 2025 году открыть в нашей стране не менее 5 филиалов авторитетных зарубежных университетов.

…Пора увлечения гуманитарными специальностями прошла, приоритет нужно отдать техническим профессиям. Предстоит взрастить новое поколение инженеров, промышленников.

…Сегодня же я поручаю создать общественный социальный Фонд «Қазақстан халқына» («Народу Казахстана»).

Он будет заниматься решением реальных проблем в сфере здравоохранения, образования, социальной поддержки.

Например, помощью детям с редкими заболеваниями. Ведь для большинства семей расходы на лечение попросту неподъемны.

Будем строить спортивные объекты для детей в городах, районах, поселках, селах. Окажем содействие способным детям. Поддержим культуру. Поможем Алматы оправиться от страшной трагедии.

…Подчеркну: это не фонд Президента, Правительства или какого-либо другого государственного органа. Это фонд всех казахстанцев, народный фонд.

Будет создан авторитетный наблюдательный совет, назначен честный и ответственный руководитель.

Обеспечим полную прозрачность его деятельности, подотчетность и подконтрольность именно обществу.

…Финансирование Фонда будет осуществляться из частных и государственных источников. Планируется привлечь помощь международных благотворительных организаций.

В данный фонд будут направлены обязательные отчисления оператора лотерейной деятельности, центра учета ставок и других монополистов.

Конечно, мы ожидаем значительные и регулярные, я подчеркиваю, регулярные отчисления в Фонд со стороны крупного бизнеса.

Благодаря Первому Президенту – Елбасы в стране появилась группа очень прибыльных компаний и прослойка людей, богатых даже по международным меркам.

Считаю, что пришло время отдать должное народу Казахстана и помогать ему на системной и регулярной основе.

Поэтому Правительству предстоит определить круг компаний и согласовать с ними размер ежегодных взносов в Фонд.

Кроме того, ожидаю активного участия и от тех лиц, которые, фактически обладая огромными средствами, находятся в тени.

…Прошедшие события обнажили острые проблемы, существующие в нашем обществе.

…Нападения на наши города, родных и близких показали, насколько хрупкими оказались главные ценности нашего государства – мир и стабильность.

Мы должны четко понимать, что государство и граждане – это единое целое. Эти понятия неделимые, особенно когда речь идет о безопасности страны.

Уважаемые соотечественники, уважаемые депутаты!

Во время недавних трагических событий абсолютное большинство наших сограждан проявили патриотизм, единство в борьбе с экстремистами.

…Вместе мы преодолеем все трудности.

Вместе мы построим новый Казахстан!

Akorda.kz

г.Нур-Султан, 11 января 2022 года.