В Лисаковске планируют построить новый завод

Презентация проекта

В г.Лисаковске, точнее на административной территории города (на ст.Майлина), планируется построить завод по производству карбида кремния. Инициативный инвестор – российская компания ООО «Бобровский кварцит», находится на границе Казахстана и России. Меморандум о взаимном сотрудничестве между фирмой и лисаковским акиматом был подписан 11 декабря в присутствии депутатов маслихатов, общественности и СМИ.

Инвестиционный проект, который будет реализован на административной части нашего города, 9 декабря был включен в карту развития предпринимательства Костанайской области, и теперь можно с большой уверенностью говорить, что он воплотится в жизнь. Переговоры с потенциальным инвестором продолжались представителями исполнительной власти Лисаковска на протяжении года. В серьезности своих намерений заверил акима города Алмата Исмагулова и всех присутствующих как директор ООО «Бобровский кварцит» Раис Мусин, так и Игорь Скрипкин.

Игорь Скрипкин назначен на должность директора созданного в Лисаковске ТОО «Qazaqstan Electro Mineral Company» – завода по производству карбида кремния, который планируют запустить в декабре 2020 года. «Новое производство предполагает открытие более 130 рабочих мест (132 – ред.), – сообщил Алмат Исмагулов. – Сумма инвестиций – около 20 млн долларов США».

Казахстан для стройплощадки завода был выбран не случайно. Главным фактором при выборе места для реализации проекта послужила стоимость электроэнергии. В России она, по словам Игоря Скрипкина, в полтора раза дороже казахстанской. Прежде чем окончательно прийти в Лисаковск, представители российской компании пересмотрели более 15 площадок. «Нам предлагали место в Аксу Павлодарской области, где электроэнергия еще ниже в полтора раза, чем в Лисаковске, но по логистике нам более удобен ваш город, – разъяснил лисаковцам директор нового ТОО. – Плюс Лисаковск — промышленный город с соответствующим потенциалом людей, которые не понаслышке знают, что такое тяжелая промышленность».

Набор специалистов начнется летом 2020 года. Согласно проекту китайской фирмы (генподрядчик – казахстанская компания «Санстройсервис»), 60% персонала пройдут обучение через китайских специалистов: кто-то поедет в Поднебесную, другие пройдут повышение квалификации на месте с участием китайских партнеров, которые приедут в Лисаковск на пуско-наладочные работы и на вывод предриятия на проектную мощность.

А выйти на нее планируется к 2022 году. К этому времени возведут уже две очереди, на проектную мощность первая очередь должна выйти в конце первого квартала 2021 года. Завод рассчитан на выпуск 34 тыс. тонн карбида кремния в год. Его производство – энергозатратное – на производство одной тонны продукции необходимо 6 тыс. 250 килоВатт электроэнергии. Более половины всех затрат на производство продукта – это электроэнергия. Поэтому не удивительно, что на новом ТОО будут востребованы электрики (на предприятии будут трансформаторные печи, своя подстанция), дробильшики, транспортерщики, машинисты кранов, плюс специалисты лабораторий, слесари-ремонтники и другие квалифицированные специалисты рабочих профессий. У желающих стать частью коллектива  завода будет открыта возможность пройти переобучение, чтобы в перспективе трудоустроиться на ТОО «Qazaqstan Electro Mineral Company». Доступно это будет как в Лисаковском техническом колледже, так и по государственной программе «Енбек» – помогать в подготовке специалистов акимат намерен всецело за счет бюджета. «Мы обозначаем акцент на привлечении местных работников», – заострил внимание глава Лисаковска.

А вот помощь в реализации карбида кремния инвесторам не нужна. Их рынок сбыта – Уральский регион России, Казахстан, Европа. Будущая лисаковская продукция, как заверили российские инвесторы, ожидаема потребителями, и проблем с ее реализацией возникнуть не должно. Даже на случай возникновения кризисных или форсмажорных обстоятельств с российскими партнерами, весь объем выпускаемой продукции намерены скупать в Китае. Кстати, для получения 1 тонны карбида кремния необходимо три тонны сырья.

Почему существует такой спрос на карбид кремния? Этот продукт – бинарное неорганическое химическое соединение кремния с углеродом. В природе встречается в виде редкого минерала – муассанита. Раньше он использовался в качестве детектора в первых радиоприемниках. Широко используется в металлургии, в огнеупорной отрасли, известен как абразив. Порошок карбида кремния используется как полупроводник, а также как вставки, имитирующие алмаз в ювелирных украшениях.

У многих может возникнуть вопрос о нанесении вреда экологии региона. Проблем с этим в связи с открытием завода, по словам Раиса Мусина, не будет. «Экологические требования в Казахстане жестче, чем российские. Предприятие будет запроектировано по самой современной технологии в части сбора, очистки газов и экологии. Завод будет построен в 4 км от жилой зоны, хотя достаточно было и 1 км. Выбросов и угроз для здоровья людей и экологии не будет», – заверил директор ООО «Бобровский кварцит».

Все намерения и обязательства прописаны в подписанном обеими сторонами меморандуме. График работы завода рассчитан на безостановочный и круглогодичный процесс производства. Уже подобрана площадка для завода (район ст.Майлина – она удобна и в связи с близостью железнодорожных путей, необходимых для поставки сырья), согласованы все технические условия, необходимые для старта производства. Фирма в Лисаковске зарегистрирована 17 июля 2019 года. Офис находится в ТД «Континент», офис №7, 4 этаж.

ООО «Бобровский кварцит» создано в 1952 году,  когда-то было подразделением Магнитогорского металлургического комбината. Сейчас пришло в Казахстан. Лисаковский акимат в рамках дорожной карты бизнеса подведет к заводу всю необходимую инфраструктуру (газ, воду, электроэнергию), предлагает и всю государственную поддержку в рамках действующих программ бизнеса. И руководство предприятия обязуется участвовать в социальной и общественной жизни города, заниматься индексацией заработных плат, об уровне которых пока говорить еще, конечно, рано.

Новый завод – намерение хорошее, перспективное. Надо дождаться его запуска. До этого еще пройдут общественные слушания с участием населения.

Максим СУШКО

Фото автора