В ожидании побед учеников

С места событий

С 2015 года в Лисаковске проводятся игры «Что? Где? Когда?» – школьники играют против учителей. Учителя задают вопросы, а школьники-знатоки пытаются на них ответить.

ИГРА ВОСЬМАЯ

В начале этого года весенняя и летняя серии уже состоялись, и тогда победу смогли одержать только две команды: школа-гимназия и сборная волонтеров. Остальным была предоставлена возможность отыграться во время осенней серии игр. И первой на матч-реванш вышла школа-лицей.

А первым волчок выбрал вопрос учителя истории школы-гимназии Елены Горбуновой: «Аристотель, названный «Первым учителем», был очень непоседливым человеком, во время размышлений он постоянно находился в движении, именно поэтому его учение получило название – перипатетизм. Основоположником «восточного перипатетизма» был аль-Фараби. Название какой фигуры легло в основу названия учения перипатетизм?»

Капитан команды Евгений Мирошниченко ответил, что это куб.

Правильный ответ: круг. Аристотель во время размышления ходил по кругу. И, кстати, во время обсуждения такая версия за столом прозвучала.

Затем был блиц: ученики за минуту должны были ответить на три вопроса. На первый они смогли ответить. А вот на второй – нет.

Этот вопрос задала учитель СШ №4 Карина Бабашева (забегая вперед, отмечу, что вопрос, по мнению защитника интересов учителей, директора Центра детского и юношеского творчества Ларисы Романовской, был признан лучшим в этой игре): «Аль-Фараби знал более 70 восточных языков. Известно, что турецкий язык относится к восточным языкам и от остальных языков его отличают очень длинные слова. Как они строятся? Турок берет совсем короткое слово – корень – и надстраивает его. Например: СЭВ – любовь, СЭВмэк – любить, СЭВмэмэк – не любить, СЭВдэрмэк – заставлять любить. А что означает слово СЭВдирэмэмэк?»

И снова у команды была правильная версия: «Не заставлять любить». Но снова была выбрана неверная: заставлять не любить.

Тут впору было сетовать на то, что все повторяется. Дело в том, что и в первой игре у команды было немало правильных версий, но команда часто ошибалась с выбором.

Проиграла команда и третий раунд, а в четвертом выпал супер-блиц. За столом остался Евгений Мирошниченко. Три вопроса были о Наполеоне.

Первый: Наполеон Бонапарт говорил: «Для ведения войны мне необходимы три вещи: во-первых — деньги…» А что Наполеону требовалось во-вторых и в третьих?»

И Евгений смог ответить: «Во-вторых – деньги и в-третьих – деньги».

Со вторым же вопросом оказалось сложнее: «Наполеон Бонапарт говорил: «Военных сил недостаточно для защиты страны». Но какая страна, по мнению Наполеона, непобедима?»

Евгений Мирошниченко хотел дать досрочный ответ, но потом все-таки решил подумать двадцать секунд. И ответил: «Непобедима Россия». Вот только у Наполеона было другое мнение: непобедима страна, защищаемая народом.

И счет стал катастрофическим – 0:4.

В пятом раунде, правда, команда смогла сократить счет, но проиграла в шестом – 1:5.

До победы учителей оставалось всего одно очко, но вот здесь-то команда школьников разыгралась.

Вопрос седьмого раунда: «Абай говорил, что плохой друг подобен тени. А чем, по словам Абая, плохой друг напоминает тень в солнечный и пасмурный день?»

Правильный ответ: «В солнечный день беги – не убежишь, в пасмурный день ищи – не сыщешь».

Хотя игрок команды Азиза Байзакова и не смогла дословно процитировать Абая, но суть изложила верно.

После этого команда выиграла еще два раунда и сократила счет до минимума – 4:5.

Десятый раунд. Вопрос от учителя русского языка и литературы шестой школы Людмилы Торопчиной. У нее всегда интересные и сложные вопросы, и на них многие команды часто спотыкались.

На сей раз вопрос тоже был интересным, хотя и не очень сложным: «Гитлер считал его самым главным врагом, за его голову он объявил награду в 250 тысяч марок. Советские власти тщательно охраняли этого человека, а через прессу запускалась дезинформация о его внешности. Кто этот человек?»

Но для команды он оказался сложным. Прозвучал ответ: это Стаханов. На самом деле одним из своих главных врагов Гитлер считал диктора Юрия Левитана.

На этом все и закончилось, команда школы-лицея проиграла со счетом 4:6. Но это была достойная игра и достойное поражение.

Лучшим игроком признана Азиза Байзакова. Ей лишь дважды давали возможность отвечать на вопросы, но оба раза она ответила правильно.

ИГРА ДЕВЯТАЯ

В весенней серии игр «Что? Где? Когда?» команда первой школы проиграла со счетом 3:6. Теперь она пыталась отыграться. Сразу скажу: у нее это не получилось. Но и вопросы были очень сложные. И почти все задала вожатая Октябрьской средней школы Жанар Алдамжарова.

Первый ее вопрос (он, по мнению защитника интересов учителей, руководителя Центра дистанционных образовательных технологий и открытых онлайн курсов РИИ, почетного гражданина города Лилии Лесковой, был признан лучшим в этой игре): «Стюардессы, останавливаясь в отеле между рейсами, обязательно кладут в сейф документы. В одной из авиакомпаний существует негласное правило, которое предписывает сотрудницам класть в сейф ещё один предмет. Что это за предмет?»

Капитан команды Павел Дегтяренко ответил: это талисман авиакомпании. На самом же деле это… туфли. Без них стюардесса точно не выйдет из номера и заодно  не забудет в сейфе документы.

Затем выпал 13-ый сектор: «Черная мамба – одна из самых ядовитых змей в мире. К тому же черные мамбы очень легко возбуждаются и крайне агрессивны. При этом цвет змеи не черный: Большинство особей имеет тёмно-оливковую, оливково-зелёную, серовато-коричневую окраску с металлическим блеском. Почему мамбу называют черной?»

Ребята решили, что черный цвет ассоциируется со смертью, а потому и мамбу называют «черной». И опять ошиблись: свое название мамба получила благодаря черной окраске внутренней полости пасти.

После этого выпал блиц. И первый же его вопрос – снова от Жанар Алдамжаровой: «Японская пословица гласит: «Меч – это душа мужчины. Назовите душу женщины».

Вот вы можете догадаться, что символизирует душу японской женщины? Я, например, подумал, что это кимоно. Команда ответила: сакура. Правильный же ответ – зеркало. 0:3.

Кстати, в первой своей игре команда первой школы тоже проигрывала с таким же счетом, но потом смогла взять подряд три очка. Хотелось верить, что и в этой игре будет так же. Тем более что три игрока нынешней команды принимали участие в той игре.

Вот только вслед за блицем выпал и суперблиц. А выиграть его школьникам удавалось крайне редко. Да разве только школьникам? И взрослые знатоки на Первом канале суперблиц чаще всего проигрывают.

Тем не менее Павел Дегтяренко, оставшись за столом в одиночестве, на первый вопрос ответить смог. На второй же (угадайте, кто был его автором?) – нет. А вопрос тоже интересный: «Как-то Сократу задали вопрос, не знает ли он надежного средства от любви с первого взгляда. Сократ ответил: – Нужно….» А что нужно?»

По мне, так нужно на женщину не смотреть. По мнению Павла, нужно слушать свое сердце. Сократ же оказался остроумнее нас обоих: нужно внимательно посмотреть второй раз.

И счет стал 0:4.

А затем было еще два вопроса от Жанар Алдамжаровой: «По народным сказкам мы знаем, что бороться со Змеем Горынычем бесполезно: отрубаешь ему голову, а на ее месте вырастают две. Но и в обычной жизни мы можем столкнуться с принципом Змея Горыныча: если попытаться лишить ее одного, их станет на один больше. Придумайте отгадку на эту загадку» (ответ: геометрическая фигура. Если лишить ее одного угла, то углов станет на один больше) и «В Непале существует странный термин – «Миля носового платка». Чему равна эта миля?» (это расстояние, которое проходит непалец, пока его мокрый носовой платок не высохнет).

Ответить на них команда не смогла и проиграла со счетом 0:6.

Счет, конечно, не самый приятный, но в игре – в любой игре! – бывает всякое. Главное, что команда боролась: на каждый вопрос давала свою версию ответа.

Лучшим игроком признан девятиклассник Павел Дегтяренко. Уже второй раз подряд он становится лучшим игроком команды первой школы.

ИГРА ДЕСЯТАЯ

В третьей игре осенней серии и в десятой по счету игре сезона 2020 года играла команда шестой школы. И вот из членов нынешней команды раньше никто не играл. Более того, ребята признались, что познакомились перед самой игрой. Так что им было особенно трудно.

Можно сказать, что команду первой школы обыграла Жанар Алдамжарова. В этой же игре были вопросы и от других педагогов. Но ребятам от этого было не легче.

Первый вопрос: «Наполеон Бонапарт говорил: «Штыками можно сделать все что угодно». Но потом и делал оговорку: не все, кое-что все-таки делать нельзя. Для чего, по мнению Наполеона, штыки не годятся?»

Ответ команды: штыками нельзя отбить пулю. Полностью же фраза Наполеона звучит так: «Штыками можно сделать всё что угодно; только нельзя на них сидеть». То есть завоевать страну «штыками» можно, а вот управлять ею – нет.

Второй вопрос – от Жанар Алдамжаровой: «Конфуций сказал: «Говорить с человеком, который разговора не достоин – значит, только потерять слова. А не поговорить с человеком, который достоин разговора – значит потерять…..» Продолжите мысль Конфуция».

Команда решила, что не поговорить с достойным человеком – значит, потерять возможность. Правильный ответ: потерять этого человека.

Третий вопрос – и снова о великом человеке: «Однажды древнекитайский философ Гуаньчжун рассуждал о качествах воды. «Вода – говорил он, — чистая и мягкая. Она может смыть грязь с человека. В этом проявляется ее гуманность. На вид вода темная, на деле – прозрачная. В этом проявляется ее совершенство. Когда сосуд наполнен водой, в него уже нельзя ничего добавить. В этом проявляется справедливость воды». А в чем проявляется скромность воды, с точки зрения китайского философа?»

И снова команда ответить не смогла. А ответ оригинальный: «Китайский философ говорил, что люди стремятся к возвышению, а вода всегда стремится вниз. В этом проявляется ее скромность».

Затем команда проиграла блиц, и счет стал 0:4.

В пятом раунде был вопрос из романа «Двенадцать стульев» – на мой взгляд, не самый сложный: «В романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» есть такой эпизод: Остап Бендер и Киса Воробьянинов оказались в общежитии имени монаха Бертольда Шварца. В темном коридоре Киса ударился о несгораемый шкаф. И Остап сказал: «Тут вот рядом стоял скелет студента Иванопуло. Он купил его на Сухаревке, а держать в комнате боялся. Так что посетители сперва ударялись о кассу, а потом на них падал скелет». Кто, по словам Остапа Бендера, был больше всего недоволен этим скелетом?»

Уверен, что люди, читавшие Ильфа и Петрова, помнят продолжение этих слов Остапа: «Беременные женщины были очень недовольны». Но ученики вспомнить не смогли. Не смогли уже только потому, что никто из них «Двенадцать стульев» не читал (к слову, после игры ребята пообещали, что прочитают эту книгу).

Однако, ученики шестой школы воспользовались подсказкой клуба и счет сократили.

А в шестом раунде выпал вопрос учителя истории и самопознания школы-гимназии Марии Баяхметовой: «Шакарим Кудайбердиев был одним из лучших учеников Абая. Он был сыном старшего брата Абая, который умер, когда Шакариму было 7 лет. Он был убит, как «враг народа». Как связаны с биографией Шакарима две даты: 1931 — 1961 годы?»

Ответ команды: в 1931 году Шакарим был отправлен в ссылку, а в 1961-ом – реабилитирован. Но команда ошиблась. Шакарим, как враг народа, без суда и следствия был расстрелян в 1931 году, его тело забросили в колодец. Только в 1961 году младший сын смог предать земле останки отца.

Что тут скажешь? На мой взгляд, некоторые неудачные ответы и шестой школы, и других команд – это результат дистанционного обучения. Представляю, что будет со знаниями учащихся, если такое, с позволения сказать, обучение затянется надолго.

И, наконец, седьмой вопрос, ставший последним и признанный Лилией Лесковой лучшим в этой игре: «В книге «Вилы» Алексей Иванов пишет, что в 16 веке на некоторых заводах Урала рабочим дозволяли собирать рабочие отряды и ходить в набеги на башкир. Так на Иргинские заводы попал один удивительный прибор. Рабочие отняли его у башкир, башкиры – у казахов, казахи – у джунгар, джунгары – у китайцев. Родион Набатов, управитель Иргинских заводов, которые производили медную посуду, придумал, как наладить производство этой полезной штуки. О каком приборе идет речь?»

Команда долго не могла ответить, хотя и увидела подсказку в самом вопросе: речь идет о медной посуде. И почти что угадала, сказав, что это чайник. Вот только чайник вряд ли можно назвать «удивительным прибором». Удивительный прибор – это самовар.

В итоге поражение со счетом 1:6. Лучшим игроком признан капитан команды Алишер Ибрашев. Он был настоящим капитаном в этой игре: давал отвечать другим, а в самых сложных случаях брал инициативу на себя.

Игры проходят при поддержке отдела внутренней политики акимата города, молодежного ресурсного центра, отдела образования акимата города, отдела культуры и развития языков акимата города и городского центра культуры и спорта.

11 декабря стартовала в клубе зимняя серия игр – на вопросы учителей, которые всегда озвучивает ведущий Максим Сушко, отвечала команда учеников СШ №4. 20 декабря серия будет продолжена играми сборной волонтеров и команды школы-гимназии, на которых решится, кто будет играть в главной игре сезона – финале года. О них мы расскажем в следующем номере газеты. Зрителями игр вы можете стать как в прямом эфире, так и посмотреть их в записи на аккаунте МРЦ в Инстаграме.

Олег ПОЛИВОДА. Фото предоставлено МРЦ