В ожидании побед учеников

С места событий

21 февраля состоялись вторая и третья игры школьной серии игр сезона 2020 года в лисаковском интеллектуальном клубе «Что? Где? Когда?» Играли команды школы-лицея и шестой школы.

ИГРА ВТОРАЯ

Команда школы-лицея вполне могла начать игру удачно: вопрос от учителя истории школы-гимназии Елены Горбуновой, на мой взгляд, был не самым сложным. Судите сами: «На заре средневековья в Европе появились общины верующих, которые собрались вместе для богослужения. В 18 веке Петром I были введены вечерние собрания-балы. На заре Независимости в Казахстане появился новый институт межэтнических отношений. Какое общее слово объединяет все эти события?»

Слово «Ассамблея» просто напрашивается. Но ученики не вспомнили его и ответили: объединение. Наверное, они еще не успели втянуться в игру. И счет стал 0:1.

А вот вопрос старшей вожатой Октябрьской средней школы Жанар Алдамжаровой был куда сложнее: «Как ни странно, у этих двоих много общего. Оба имеют итальянские корни. Отчества у них были бы одинаковые, если бы, конечно, таковые имелись. А вот отношение с Россией у них сложились по-разному. Первому визит в Россию принес в итоге одни неприятности, хотя поначалу все у него складывалось весьма успешно. Второй же не только известен в России всем от мала до велика, но фактически здесь он появился на свет. Назовите их обоих».

Команда школы-лицея смогла вспомнить только одного итальянца – Бенито Муссолини, хотя здесь явно речь не о нем. Но я, например, тоже не смог найти правильный ответ, решив, что это Пиноккио и Буратино. По крайней мере, с отчеством все сходится: автор сказки про Пиноккио – Карло Коллоди, папу же Буратино тоже звали Карло. Но правильный ответ – Наполеон Бонапарт и Буратино.

Но уже через два раунда счет был равным. Хотя, как мне казалось, один из вопросов, на который команда сумела ответить, тоже был не из легких: «В своей статье «Чехов», датированной 1958-1969 годами, Корней Чуковский писал: «Был в России строгий и придирчивый критик, который с упорной враждебностью относился к гениальному творчеству Чехова и в течение многих лет третировал его как плохого писаку. Даже теперь, через полвека, обидно читать его злые и дерзкие отзывы о произведениях великого мастера. «Рухлядь», «дребедень», «ерундишка», «жеваная мочалка», «канифоль с уксусом», «увесистая белиберда» — таковы были его обычные приговоры…Кто был этим критиком?»

Есть ложный ход: этот критик – Корней Чуковский. Но наживку команда не проглотила и ответила верно: этот критик – сам Чехов.

Но в пятом раунде выпал сектор Суперблиц. За столом остался самый молодой игрок – девятиклассник Никита Наумов. И он проиграл уже на первом вопросе.

Кстати, это уже становится традицией: оставлять на Суперблице самых молодых игроков. Именно так поступила в первой игре команда первой школы. Забегая вперед, отмечу, что и в третьей игре команда шестой школы решила традицию не нарушать.

Или, может быть, это «дедовщина»? Но я шучу, разумеется.

Потом команда проиграла и шестой, и седьмой раунды, хотя за столом звучали правильные версии. Но вот беда – ребята не выбрали их! И счет стал критическим: 2:5. И вот вопрос восьмого раунда: «Вечный зов», «Бронепоезд 14-69», «Площадь Свободы», «Любовь и горчица», «Свистать всех наверх!», «Географ глобус пропил». Эти книги написаны разными русскими писателями и в разное время.

А что связывает этих писателей кроме того, что они – русские и писали, естественно, на русском языке?»

Команда могла воспользоваться помощью клуба и продолжить игру: в зале были люди, которые знали правильный ответ. Но ребята не только не запросили подсказки, но решили дать досрочный ответ.

Я уже порадовался за ребят: знают или догадались! Но не догадались, к сожалению. Они решили, что во всех этих книгах рассказывается о революции.

Книги Анатолия Иванова «Вечный зов» и Всеволода Иванова «Бронепоезд 14-69» действительно – о революции. Они и сбили ребят с толку. Но вот в романе Алексея Иванова «Географ глобус пропил» никакой революции нет и в помине. Общее же у всех авторов, как вы, наверное, уже догадались – фамилия. У кого-то, правда, ИвАнов, у других – ИванОв. Но пишутся они одинаково.

Итоговый счет игры – 2:6. Лучшим игроком признан капитан команды Евгений Мирошниченко, лучшим автором вопроса – Жанар Алдамжарова.

ИГРА ТРЕТЬЯ

В прошлом году команда шестой школы была лучшей и пробилась в финал. Правда, из того состава осталось только два игрока: Мария Бурдыка и Полина Сюрук. Но все-таки опыт игры хоть у кого-то имеется.

Но начала команда свою игру неудачно: после пяти раундов уже проигрывала со счетом 0:5.

А вопросы были как сложные, так и достаточно простые.

Вот, например, сложный вопрос от Жанар Алдамжаровой: «Какое парадоксальное родство обнаружила поэтесса Кристина Россетти у швейной иглы, туфли и картофелины в одном из своих стихотворений для детей?» И ответ: «У картошки есть глазок, но она не видит. У туфли есть язык, но она не говорит. А иголка не слышит, хотя у нее есть ушко».

А вот мой вопрос – проще не бывает. «Осип Шор был незаурядной личностью. В молодости хорошо играл в футбол, занимался классической борьбой и гиревым спортом. Ему предсказывали большое будущее. У него было много гениальных идей. Он заключил несколько договоров с мясозаводчиками, пообещав им продать новую породу «лысой» курицы, которую не надо ощипывать, хотя такой курицы не существовало. Раввину Берштейну он помог разбогатеть, подсказав ему продавать места в раю. Он и сам, чтобы раздобыть денег, представлялся то художником, то шахматным гроссмейстером.

В Одессе он стал ведущим оперуполномоченным по борьбе с бандитизмом. Боролся с бандой знаменитого Мишки Япончика и стал его злейшим врагом.

Он же стал прототипом известного литературного героя. Как звали этого литературного героя?»

Я был уверен, что команда легко с ним справится. Кто не знает обаятельного литературного мошенника, которому приходилось бывать и «гроссмейстером», и «художником»? Но, как выяснилось, современные школьники про Остапа Бендера даже не слышали. Грустно.

На первый вопрос Суперблица, который задала Жанар Алдамжарова, тоже можно было ответить: «Известна история о маленьком мальчике, который, получив новогодний подарок, попросил маму: «Сними, пожалуйста, крышку. Я хочу подарок погладить». Что же это за подарок?»

Девятиклассник Артем Якименко, которого оставили играть в одиночестве, ответил: хомяк. Хотя очевидно, что «крышка» есть только у черепахи.

Впрочем, команда сумела перестроить свою игру.

Шестой раунд, вопрос от методиста городского отдела образования Татьяны Яндуловой: «Как компания Reebok поборола повальное воровство на своих заводах в Таиланде и на Тайване?» На сей раз Артем Якименко дал правильный ответ: на одном из заводов выпускали только левые кроссовки, на другом – только правые.

Выиграла команда седьмой, а затем, воспользовавшись помощью клуба, и восьмой раунд.

В восьмом раунде против команды снова играла Жанар Алдамжарова: «В каждом из них есть что-то нечеловеческое, механистичное. При этом первый настроен к окружающим дружелюбно, хотя некая женщина от него немало пострадала. Второй же наоборот весьма недружелюбен, но некой женщине удалось в итоге избежать нападения с его стороны. Интересно, что оба давали одинаковые обещания. Кто же они?»

А подсказали ученики школы-гимназии, которые находились в зале: это Карлсон и Терминатор. Первый улетел, но обещал вернуться, а второй известен своей фразой «I’ll be back».

И все-таки Жанар Алдамжарова нанесла последний «удар» команде шестой школы: «Это вещество – основной компонент кислотных дождей. В газообразной форме оно может вызвать тяжелые ожоги. Последствием попадания этого вещества в желудок может стать усиленное потоотделение, а в случае большой дозы — и рвота. При случайном же вдыхании его не исключен и летальный исход. Назовите это вещество».

О том, что в данном случае речь идет о воде, команда догадаться не смогла. И проиграла со счетом 3:6.

Лучшим игроком признан Артем Якименко, лучшим автором вопроса – Жанар Алдамжарова.

Игры летней серии сезона 2020 года состоятся в мае. Посвящены они будут 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. В четырех играх на вопросы учителей ответят ученики СШ №4, школы-гимназии, Октябрьской средней школы и знатоки городской сборной волонтеров.

Олег ПОЛИВОДА

Фото Вероники ШТРЕСЛЕР