Юбилей

Пример для учеников и педагогов

8 декабря встретит 80-летий юбилей учитель истории и обществоведения СШ №3 Тамара Григорьевна Ткаченко.

Она начинала работать завучем организатором, а для нас, учеников 7 «Б» класса, стала учителем истории. Нашу параллель, где было четыре класса, а в 9-10-м классах осталось два, она довела до выпуска.

Хорошо помню, как Тамара Григорьевна входила в класс, стройная, строгая и начинала урок. Чаще всего она стояла у первой парты второго ряда. Иногда ходила между рядами и рассказывала о событиях истории СССР и всемирной истории. А в 10-м классе вела и обществоведение, интереснейший предмет, понимание которого пригодилось в институте. Всегда подтянутая, спокойная, она была образцом настоящего учителя. Именно Тамара Григорьевна сыграла главную роль в том, что я выбрала для себя специальность учителя истории. Мне хотелось, как Тамара Григорьевна, вести ребят по страницам истории, ездить с ними на каникулах по городам нашей большой советской страны. Каждый урок, который вела любимая учительница, был для меня интересным и важным. Тамара Григорьевна обладала чудесным даром рассказчика. К тому же у нее для закрепления и проверки знаний был целый арсенал карточек, исторических картин, заданий по контурной карте. По каждой теме у нас были настенные карты, атласы, портреты исторических деятелей. Дополнительно мы готовили различные рефераты, работали с историческими источниками в школьной и городской библиотеках. Все навыки, которые я приобрела на уроках у Тамары Григорьевны и других учителей, пригодились при обучении в институте, при работе.

Помню, когда изучали историю СССР в период руководства Сталина, мы спросили, что было, когда он умер. Тамара Григорьевна ответила, что ей в то время было 14 лет, в школе был траурный митинг, все плакали и не знали, как теперь жить дальше. И через много лет, когда я вела историю, уже мои ученики спрашивали меня, а как в стране восприняли смерть Генерального секретаря КПСС Л.И.Брежнева…

Когда пришла работать в свою родную школу старшей пионервожатой, то обращалась за помощью к Тамаре Григорьевне, и она мне помогала, я всегда чувствовала ее поддержку. Через два года, учась заочно на историческом факультете, я начала вести уроки истории. И снова моим помощником, советчиком была Тамара Григорьевна. Она показала мне, как писать поурочные планы, как формулировать цели уроков, как подготовить проверочный материал. Так как Тамара Григорьевна был для меня идеалом учителя, то и стиль поведения, и отношения с учениками я переняла у нее.

Тамара Григорьевна, вместе со своей коллегой Лидией Дмитриевной Шаханской, которая вела у нас географию, была из когорты так называемых «трудоголиков». Они вели уроки на высоком уровне, были лучшими классными руководителями, у них были лучшие кабинеты. Вообще, они были примером для всего нашего ученического и педагогического коллектива. А какой богатейший Зал Боевой Славы создали они в нашей школе! А Ленинская комната! Мы делали такие альбомы, выполняя задания экспедиции «Моя Родина СССР»! А еще Тамара Григорьевна, как историк, была нашим главным политинформатором: разъясняла нам решения парии и правительства.

Как-то в «Одноклассниках» увидела фото Тамары Григорьевны с двумя учениками: один в военной форме, другой в гражданском костюме. В то время фотографировались в ателье. И это фото свидетельствует о таком уважении к учителю, классному руководителю, что юноши специально сходили с ней в фотоателье, чтобы всегда иметь у себя ее фотографию.

Сейчас Тамара Григорьевна живет в России, рядом с ней семья дочери Светланы, внуки и уже есть правнуки. Тамара Григорьевна при активной поддержке младшего внука осваивает компьютер и общается через социальные сети со своими коллегами, учениками.

Поздравляя Тамару Григорьевну с юбилеем, хочу пожелать ей крепкого здоровья, благополучия и всего самого доброго.

Мария БАЯХМЕТОВА, учитель истории школы-гимназии