Заметки ценителя

Вся жизнь – театр

ТЕАТРАЛЬНЫЙ РОМАН

Мой отец как-то рассказал мне забавную историю. В начале восьмидесятых годов он и еще двое работников нашего совхоза поехали в Москву за креслами для нашего Дома культуры.

А в Москве учился сын нашего директора совхоза. И он им купил билеты в Большой театр. Можно сказать, совершил подвиг, потому что в то время достать такие билеты было практически невозможно.

И что вы думаете? Работники совхоза идти в Большой театр отказались. Свой отказ объяснили так: «А зачем? У нас в совхозе и своя самодеятельность имеется!»

Я, конечно, тогда посмеялся, но теперь думаю: а может, и правильно сделали, что не пошли? А то послушали бы они оперу или посмотрели балет и могли прийти к выводу, что наша совхозная самодеятельность лучше московской.

Но, если честно, я и сам не восторгаюсь ни оперой, ни балетом. Тем более что и Ленин говорил, что это искусство – для буржуев.

Но, не понимая балет и оперу, я всегда любил более традиционное драматическое искусство и по возможности ходил в театр. Однажды даже побывал в московском Театре на Малой Бронной, смотрел спектакль «А всё-таки она вертится», который поставил Лев Дуров. Правда, этот спектакль был для юношества и шел в дневное время. Но и лет мне тогда было…

Да что теперь вспоминать-то? «Все, что было, все, что ныло, все давным-давно уплыло»…

Но и позже, когда я учился в институте, часто ходил в Кустанайский драматический театр. И до сих пор помню замечательный спектакль «Свалка» – о людях, которые выпали из этой жизни. И был в спектакле интересный ход: артисты выносили на сцену портреты членов политбюро. А один артист нес пустую портретную раму, без фотографии. И хотя время уже было «перестроечное» и «гласное», режиссер спектакля на встрече со студентами рассказывал, что его вызвали в обком и поинтересовались: а на кого это он намекает пустой портретной рамой?

«Я ни на кого не намекал! – доказывал нам режиссер. – Просто одному артисту не хватило портрета, а я этого артиста должен был задействовать в спектакле!»

Видимо, повторил то, что говорил и в обкоме. И, я полагаю, лукавил. Но даже если сказал правду, и с портретной рамой получилось случайно, то получилось очень удачно. Была бы рамка, а портрет найдется!

И вот скажите мне: что изменилось с того времени?

«МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Но закончилась моя учеба, а вместе с нею и моя жизнь театрального зрителя. И так захотелось ее возродить! Хотя допускаю, что это была не тоска по театру, а тоска по молодости. Это Белинский восторженно восклицал: «Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?» А я не Белинский.

Ну, не суть.

В общем, отправился я в Екатеринбург, в Свердловский государственный академический театр драмы на спектакль «Мастер и Маргарита».

Сразу о ценах. На некоторые спектакли они вполне приемлемые. Например, «Женитьба Фигаро», «Обыкновенное чудо», «Доходное место», «Отцы и дети», «Зойкина квартира» – от 100 до 1 000 рублей. Но «Мастер и Маргарита» – самый дорогой спектакль: от 400 до 2 000 рублей. Чем ближе к сцене, тем дороже. Да еще и билеты на этот спектакль надо покупать заранее. Может быть, все дело в том, что Маргарита появляется на сцене топлес? Или же цена зависит от оригинальной постановки?

А впрочем, не обращайте внимания, это я от жадности начинаю ворчать. Тем более что и у других спектаклей Свердловского государственного академического театра драмы есть значок 16+.

По роману Булгакова не раз снимали фильмы. В 90-ые годы, помню, по телевизору транслировали польский сериал. Но он получился настолько скучным, что досмотреть до конца я его не смог. Более интересным получился телесериал Владимира Бортко, но и он хуже романа.

Но спектакль сравнивать с романом я не хочу. Это, так сказать, разные жанры.

Разумеется, многое из романа в спектакль не вошло, хотя и длится он более 3 часов. Так, нет в постановке истории Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата. Но в антракте, когда некоторые зрители спешат в буфет, но немногие все-таки остаются в зале, актеры читают отрывки из книги Мастера.

Что-то, впрочем, и добавили, уделив большое внимание событиям в сумасшедшем доме, где невольно обращаешь внимание не только на актеров, но и на их тени. И сумасшедшими там выглядят не только Мастер и поэт Бездомный, но и медицинский персонал. Один лишь там нормальный человек – медсестра Прасковья Федоровна, которая своей песней «Что стоишь, качаясь» убаюкивает как больных, так и своих коллег.

Помните в романе сцену в варьете? Так вот, в этом спектакле с потолка на зрителей тоже падают червонцы. Я один поймал и еще два подобрал с пола. Но, думаю, Воланд бы меня не осудил, ведь он сам говорит: «Они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота».

Правда, эти червонцы, как и в романе, оказались фальшивыми. С одной стороны – действительно банковский билет 1922 года, а вот с другой – перечень премьер 89 театрального сезона. Куда нынче без рекламы?

Несколько слов об актерах. Заняты в спектаклях заслуженный артист РФ Михаил Быков и народный артист РФ Вячеслав Кириличев, хотя и в эпизодических ролях. Очень хорош Игорь Кожевин в роли Коровьева. На мой взгляд, он даже больше похож на булгаковского героя, чем Александр Абдулов в фильме Бортко.

К слову, на протяжении всего спектакля свита Воланда: Коровьев, кот Бегемот, Азазелло и Гелла – практически не сходит со сцены. Именно они правят «бал Сатаны».

СВИТА ВОЛАНДА

Если вы заскучали на спектакле, то расскажу-ка я вам пару историй уже из жизни. Первую я и сам услышал в Екатеринбурге, где она и приключилась. Некий гражданин вызвал к себе проститутку, которая его чем-то и заразила. И он… подал на нее в суд. Но этому гражданину позвонил сутенер и пригрозил: если он не заберет свое заявление, то его вывезут в лес и там «вылечат» от всех болезней. Гражданин разговор записал на диктофон и побежал в полицию. Но ему ответили: слова «вывезем в лес» не являются угрозой.

Согласитесь, сюжет просится, прямо-таки стучится в роман Булгакова.

Вторая история попроще, но уже не такая забавная. В одном из магазинов встретил я уроженку Казахстана, она там работала продавцом. Она из Шымкента («Из Чимкента», – сказала она сама). Мы разговорились.

«Двенадцать лет не была я в Чимкенте, но в этом году наконец-то съездила! Многое там изменилось!» – сказала она.

А потом посетовала: «Но к приезжим там относятся лучше, чем здесь. Тут же часто можно услышать «Понаехали!» Или еще хуже: «Почему на кассе работает «черная»?»

Так что «нечистая сила» встречается не только в романах или на сцене. Она еще и рядом с нами, она вокруг нас.

И, к сожалению, «коровьевские штуки» бывают не только смешными, но и отвратительными.

Олег ПОЛИВОДА