Защитный символ детства

Точка встречи

В коллекции Лисаковского музея представлены предметы казахского, киргизского, немецкого, русского, белорусского, украинского, татарского, башкирского, марийского, туркменского, таджикского, узбекского и хантыйского этносов.

Казахская национальная одежда – предмет материальной культуры казахов. В фондах музея хранятся элементы  казахской национальной одежды.Одним из нихявляется летняя девичья шапка тақия (20-е годы ХХ века).

Предмет поступил в музей в 1997 году, передала его Ш.С. Саламатова. Тақия принадлежала ее матери. Первоначально вышивка с узором  была сделана на камзол(женскую жилетку), затем перешитана шапочку круглой формы.Тақия сшита из лоскутков  бархата зеленого и бордового цветов. На бордовой ткани золотистыми нитками гладью вышиты  казахские орнаменты зооморфных и растительных мотивов. К верхней части по диаметру пришита бахрома светло-зеленого цвета. В навершие шапки по центру  сверху вставлены перья филина. Считалось, что  девочкисамые  уязвимые, так как их социальный статус нестабилен. А раз уязвимы – нужна защита. Так на макушках детских девичьих  головных уборов появились ую-султанчики из перьев филина, служившие оберегом. По сей день можно часто услышать «Қызға үйден тыю» («Запрет девице в сорока домах»). Пословица появилась в результате беспокойства за будущее нации, так как именно женщины занимались воспитанием детей. Встреча с совой или филином считается хорошей приметой, она сулит удачу, успех в делах, а находка перьев говорит о счастливых предзнаменованиях, – так особо в старину отмечали кочевники этих птиц. Предки  верили, что перья пернатых защитят его хозяина от сглаза, порчи и других нечистых сил.  Поэтому  перьями они украшали колыбель, шапочки детей, головные уборы девушек, домбру. Это действие степняки так и называли «Үкілеу», что в переводе на русский язык означает «Защититься совой».Тақию девушки носили до самого замужества,  уже на свадьбе существовал целый ритуал прощания с «тақией» – прощание с символом детства.

А.Дуйсмухамбетова,

хранитель Лисаковского музея

истории и культуры Верхнего Притоболья