Завершился игровой сезон 2022 года в лисаковском интеллектуальном клубе «Что? Где? Когда?»
И две последние игры серии получились очень интересными.
Олег ПОЛИВОДА
Фото предоставлено МРЦ
ШКОЛЬНИКИ ПРОТИВ УЧИТЕЛЕЙ
В предпоследней, седьмой игре года школьники играли против учителей. К такому противостоянию мы, впрочем, давно привыкли, но здесь ученики и педагоги поменялись местами: первые (воспитанники клуба «Что? Где? Когда?» Центра детского и юношеского творчества) задавали вопросы, а вторые (сборная педагогов школ города) сидели за столом и пытались на эти вопросы ответить.
Это была молодая команда, никогда ранее не игравшая, и молодые педагоги: Михаил ШВАБ (школа №1), Серикбай СЕЙТКАЛИМОВ (школа №4), Александр ШВЕЦОВ (школа-лицей), Адильхан ФАЗЫЛЖАНОВ (школа №6), Елдар ИЩАНОВ (Октябрьская школа) и капитан команды Любовь КИМ (школа-гимназия).
И на первый же вопрос игры команда ответила досрочно, заработав дополнительную минуту для обсуждения. А задала его Виктория ВИЛЬДАНОВА, которая ранее сама играла за столом и признавалась лучшим игроком: «Он с жадностью пьет, а не чувствует жажды. Он бел, а купается только однажды. Он смело ныряет в кипящую воду себе на беду, но на радость народу… Что это?»
Кстати, у этой загадки, придуманной Борисом Заходером, есть продолжение, но ведущий Максим СУШКО предусмотрительно его не озвучил, иначе бы ответ стал совершенно очевиден.
Но команде учителей и не понадобилось продолжение, она ответила точно: кусочек сахара.
Но затем команда учителей проиграла четыре раунда подряд.
Во втором раунде выпал СУПЕРБЛИЦ, и за столом осталась Любовь КИМ. За одну минуту она должна была ответить на три вопроса.
И на первый вопрос от Искандера ПУЗЕНКОВА «В каком процессе вода заменила солнце, через 600 лет ее заменил песок, а еще через 1100 лет всех их заменил механизм?» она смогла ответить: это часы.
Но затем был вопрос Лидии ЯХНО: «В каком виде соревнований в бассейне устанавливают указатели поворотов?» Любовь КИМ решила, что это водное поло, а правильный ответ – плавание на спине.
Третий раунд, против учителей снова играет Виктория ВИЛЬДАНОВА. Ее вопрос: «Здравствуй, Два килограмма риса!», «Привет, Серебряный доллар» – примерно так приветствуют друг друга при встрече два жителя района Кандхмал в индийском штате Орисса. Этот уголок Индии держит первенство в довольно странном рейтинге. Что это за рейтинг и почему жители обращаются так друг к другу?»
Команда решила, что это рейтинг стран, в которых используется несколько видов валют. Правильный же ответ звучит так: «Этот уголок Индии держит первенство в рейтинге самых странных имен. Например, Два килограмма риса – память о ниспосланном государством подарке: именно такую меру риса выдают по решению властей за каждого родившегося ребенка».
Отмечу, что впоследствии этот вопрос был признан лучшим в игре.
В четвертом раунде в игре снова Лидия ЯХНО: «Это небольшое сооружение, очень широко распространенное по всему миру, не так давно появилось и в Антарктиде. Оно было установлено на чилийской научной станции. К чилийским полярникам сразу же началось паломничество коллег с ближайших станций — российской, китайской и польской. Но гости приходили не любоваться архитектурными достоинствами, а с чисто практическими целями, ведь Антарктида до сих пор самый Далекий от мировой цивилизации материк. Что же за сооружение пользуется таким успехом?»
У команды была правильная версия: телефонная будка. Но она ее отвергла и выбрала другую, неверную: будка с едой.
Пятый раунд. БЛИЦ. Нужно ответить на три вопроса, но теперь уже в игре вся команда. Но педагоги споткнулись на первом же, не самом, кстати, простом. Вопрос задала Виктория ВИЛЬДАНОВА: «Научное название какого животного переводится с греческого, как «воробей-верблюд»?»
Педагоги решили, что это снегирь, правильный ответ – страус.
Итак, 1:4. Счет еще не катастрофический, но угрожающий.
Но затем, как выразился позже один из членов команды, педагогам удалось совершить кульбит: команда знатоков выиграла четыре раунда.
И вот как это было.
Искандер ПУЗЕНКОВ задал вопрос: «Старый забытый анекдот. Украли у мужика корову. Приходит он домой и говорит сыновьям: «У нас корову украл какой-то карлик».
Старший брат: «Если карлик — значит, маленький».
Средний брат: «Если маленький — значит, бледный».
Младший Брат: «Если бледный — значит, Васька Косой».
Все выдвигаются к мужику, однако Васька корову не отдает. Его ведут к мировому судье.
Мировой судья: «Ну… Логика мне ваша непонятна. Вот у меня коробка, что в ней лежит?»
Братья ответили, что в коробке апельсин. Судья открыл ящик и достал оттуда апельсин.
Вопрос: как братья пришли к этому ответу?»
Не зная этого анекдота, на вопрос ответить практически невозможно. Но Серикбай СЕЙТКАЛИМОВ этот анекдот вспомнил. И ответил правильно:
Старший брат: «Коробка квадратная – значит, внутри что-то круглое».
Средний: «Если круглое, то оранжевое».
Младший: «Если круглое и оранжевое, то апельсин».
Седьмой раунд – и снова Искандер ПУЗЕНКОВ: «Многие турецкие чистильщики обуви предлагают прохожим свои услуги совершенно бесплатно. Однако те, если решают воспользоваться их предложением, сами платят им деньги. Почему?»
Здесь команда знатоков обратилась за помощью клуба, и такая помощь ей была оказана: турецкие чистильщики обуви бесплатно чистят только один ботинок.
Восьмой раунд, играет Лидия ЯХНО: «Один предприимчивый калифорниец зарабатывает на звездах. Одна звезда (при наличии заказчика) дает ему двадцать пять долларов. Однако в дело годятся только не очень яркие звезды, большинство из которых видны только в телескоп; яркие звезды прибыли не приносят. Почему?»
Ответил Александр ШВЕЦОВ и ответил правильно: «Этот калифорниец присваивает звездам имена, а у ярких звезд они уже есть».
Девятый раунд, вопрос задала Виктория ВИЛЬДАНОВА: «На берегу моря был камень. На камне было написано слово из 8 букв. Когда богатые читали это слово, они плакали, бедные радовались, а влюбленные расставались. Что это было за слово?»
Интересно было наблюдать, как команда обсуждала этот вопрос. Сначала у нее появилась версия «Все пройдет», но здесь слишком много букв. Затем кто-то назвал слово «время», после чего и была озвученная правильная версия: «временно».
И команда учителей вышла вперед – 5:4. До победы ей оставался один шаг.
Но снова в игре Лидия ЯХНО, «злой гений» команды знатоков: «В японском детском саду группы носят ласковые, хотя и странноватые названия: «Цыплята», «Котята», «Медвежата». А по какому принципу распределяют детей в группы?»
Команда решила, что это связано с тем, когда ребенок родился: весной, летом или осенью. В клубе же были другие версии: в зависимости от возраста детей, их телосложения. Но правильно ответить не смог никто. А звучит ответ так: по степени двигательной активности.
Счет стал равным – 5:5.
И, наконец, последний, решающий вопрос игры: «Русский юморист Константин Мелихан известен своими афоризмами о джентльменах. Вот один из них: «Настоящий джентльмен никогда не спрашивает у дамы, сколько ей лет, он спрашивает…» Что в данном случае спросит у дамы джентльмен?»
Александр ШВЕЦОВ дал ответ: «Он спросит, сможет ли она купить ему выпить». Остроумно, но неточно. А ведь у Адильхана ФАЗЫЛЖАНОВА была правильная версия: «Он спрашивает, сколько лет ее детям».
Но не смогли ее выбрать. Думаю, проблема в том, что команда учителей встретилась лишь за полчаса до игры и не успела найти взаимопонимание. И проиграла.
Но все-таки это была отличная игра! И досадное поражение.
А лучшим игроком признана капитан команды Любовь КИМ.
ФИНАЛ
Если бы педагоги смогла одержать победу, то они и сыграли бы в финале. Но они проиграли 5:6. С таким же счетом проиграла в этом году и команда учеников шестой школы. Поэтому было принято решение: в финале сыграют сразу две команды. По следующему принципу: если команда, сидящая за столом, ошибается, то уступает свое место другим игрокам. И ждет в зале, когда и другие тоже допустят ошибку.
Забегая вперед, отмечу, что обе эти команды и уступали место друг другу. Из вежливости, надо полагать.
А первой за стол села команда учеников шестой школы. Правда, из прежней той команды никого не осталось: все они уже закончили школу и теперь учатся в институтах и университетах. Так что команда новая, только ее капитан Глеб ФУТМАН играл раньше – в 2021 году.
А первый вопрос – БЛИЦ. Искандер ПУЗЕНКОВ спросил: «Они были открыты в 1800 году. Японский термин для них состоит из иероглифов, которые означают «снаружи», «красный» и «линия». Назовите их».
Команда долго думала и, наконец, ответила: черви. Правильный ответ – инфракрасные лучи. 0:1.
За столом команда педагогов. А им снова выпал вопрос о Константине Мелихане: «Русский юморист Константин Мелихан утверждает: «Музыка объединяет всех, кроме…» Кого, по мнению Мелихана, не объединяет музыка?»
И снова команда не смогла ответить, решив, что речь идет о музыкальных инструментах. А фраза Мелихана звучит гораздо остроумнее: «Музыка объединяет всех, кроме соседей». 0:2.
За столом опять ученики. И опять против них Искандер ПУЗЕНКОВ: «На одном из плакатов социальной рекламы изображены несколько портретов людей. На большей части портретов ЭТО расположено в углу, а на одном практически в центре. Что призывает делать эта реклама? И что ЭТО расположено то в углу, то в центре?»
Игрок команды учеников Полина РАЙН решила, что на плакате изображен номер телефона. Правильный ответ: «Реклама призывает пристегивать ремень безопасности. Это — черная полоска. В первых трех случаях она символизирует траурную ленту, а во втором — ремень безопасности». 0:3.
Ученики уступили место педагогам. И выпал 13 сектор, а в финале вопрос традиционно задает ведущий – Максим СУШКО.
И вот он, этот вопрос: «Педагог Том Девис давал своим коллегам совет: ставьте сами себе баллы по такой системе: 1 балл за минуту урока, когда говорите вы, 5 баллов – за минуту, когда рассуждают ваши ученики. За что педагог предлагал ставить себе 10 баллов или 50?»
Педагоги были близки к правильному ответу: 10 баллов – если дети задают вопросы учителю, 50 – если спорят с ним и побеждают в споре.
Но все-таки точный ответ звучит чуть иначе: «Лучший показатель удачного урока – это спор. 10 – за спор ученика с преподавателем, а 50 – когда ученики спорят между собой. Это и есть высшее проявление педагогики». 0:4.
А вот в пятом раунде ученики смогли выиграть. Вопрос Виктории ВИЛЬДАНОВОЙ: «В XVII веке, когда были созданы первые приборы для измерения температуры, рабочей жидкостью в них служила вода, но на холоде она замерзала, стекло разлеталось вдребезги, и термометры выходили из строя. Тосканский герцог Фердинанд II, по-видимому, достаточно хорошо знакомый с этим, предложил использовать ЕГО вместо воды – термометры стали более надежными. Что раньше использовали вместо ртути?»
Вопрос, конечно, не самый сложный, понятно, что речь идет о спирте. Если совсем точно, то это винный спирт – коньяк, бренди. Ученики, правда, ответили менее конкретно: это алкоголь. Но сама Виктория ВИЛЬДАНОВА согласилась с тем, что победу можно присудить команде знатоков. 1:4.
Ученики по-прежнему в игре. Против них – Искандер ПУЗЕНКОВ: «В городе Торонто (Канада) существует TV канал, передачи которого длятся не более 5 минут (новости и реклама). Их можно увидеть только в определённом месте. Назовите это место, если некоторые из вас ежедневно этим пользуются».
Команда запросила помощь клуба, и ей предложили две версии: автомобиль и лифт. Максим СУШКО подсказал, что одна из этих версий верная. И легко можно было догадаться, что это лифт, в котором люди проводят гораздо меньше времени, чем в автомобиле.
Вот только команда выбрала другую – автомобиль. И здесь тоже сказалось отсутствие опыта. 1:5.
И пришлось уступить место педагогам. Лидия ЯХНО спросила: «Не так давно во Флориде школьным работникам разрешили носить с собой оружие. На иллюстрации к этой новости пистолет ЕГО отличается от учительского пистолета наличием глушителя. Назовите ЕГО». А Александр ШВЕЦОВ ответил: это библиотекарь – и был прав.
Отличный вопрос (он был признан лучшим в игре) и отличный ответ. За него Александр ШВЕЦОВ позже был признан лучшим игроком. И получил на память Сову. Такое решение озвучила защитник интересов учителей – эти функции две игры выполняла заместитель директора Центра детского и юношеского творчества Надежда ГАРАЕВА.
Это вопрос был признан лучшим в игре. И Лидия ЯХНО тоже получила Сову. На память как лучший автор вопроса. Интересы учеников на протяжении двух игр защищала директор Центра детского и юношеского творчества Лариса РОМАНОВСКАЯ. Она и вручила награду Лидии ЯХНО.
А счет между тем немного сократился – 2:5.
Но затем был вопрос, который стал последним в игре. А зала его… Угадайте: кто? Это была Лидия ЯХНО, которую я уже назвал в шутку «злым гением» команды учителей.
«В 1914 году Норитсугу Хаякава посетил Лондон, после чего стал изучать геологию и долгое время провел на оживленных перекрестках Токио. Для Японии Хаякава стал «отцом»… Отцом чего стал Хаякава?»
Команда решила: коль Хаякава был японцем, то он изобрел сейсмограф и стал отцом сейсмологии. В действительности же его называли отцом метро.
Поражение команд знатоков со счетом 2:6.
Знакомые, однако, цифры: большинство команд знатоков в этом году проиграли именно с таким счетом. Так что, можно сказать, традиция.
Но я произнесу другую фразу, которая традиционно же звучит на многих соревнованиях: главное – не победа, а участие.
И это было хорошее участие. И хорошая игра! Ко всем на игре обратился руководитель отдела внутренней политики Саят ЖУСУПОВ.
От организаторов: спасибо МРЦ и отделу внутренней политики акимата города за финансирование и решение организационных вопросов по ходу всего сезона игр 2022 года клуба «Что? Где? Когда?». Организаторы благодарят за помощь руководство и коллектив Центра детского и юношеского творчества за участие в играх, предоставленный зал и необходимые условия для проведения двух игр. Как нам сказал ведущий игры Максим СУШКО, руководство городского центра культуры и спорта зал для двух этих игр не дало, пришлось игры переносить даже в обозначенный день игр.