5 новелл социального кодекса

Брифинг

Про Социальный Кодекс рассказали на брифинге

 

Олег ПОЛИВОДА

 

С 1 июля 2023 года в Казахстане вступил в силу Социальный Кодекс. По этому поводу руководитель Департамента Комитета труда, социальной защиты и миграции по Костанайской области Сырым НАСИ и специалист Государственного фонда социального страхования Кайрат ДОСУМОВ провели брифинг для лисаковских журналистов.

Как отметил Сырым НАСИ, Социальный Кодекс состоит из 5 основных новелл.

Первая новелла – это Цифровая карта семьи (ЦКС), которая формируется на основе данных из всех действующих информационных систем госорганов. Главной целью ее внедрения является обеспечение равного доступа казахстанцев к системе государственной поддержки.

Также ЦКС будет являться своеобразным электронным уведомителем, информирующим людей о полагающейся им государственной поддержке, исходя из социального статуса и степени благополучия членов семьи. Уведомление будет направляться каждой семье в виде SMS-сообщений центральным государственным органом. Пособия и выплаты будут назначаться гражданам в проактивном формате на основе данных, имеющихся в информационной системе. Действующие бумажные документы будут поэтапно исключены.

С 1 января благодаря внедрению ЦКС более 453,4 тыс человек уже получили SMS-уведомления с предложениями государственных услуг, предоставленных им по принципу проактивности. Из этой группы более 180,3 тыс воспользовались возможностью получения пособий и выплат без предварительной заявки.

Также свыше 54 тыс безработных граждан получили сообщения, содержащие информацию о возможности поиска работы, бесплатного обучения и других мерах государственной поддержки в сфере занятости.

«Цифровая карта семьи формируется на основе данных, полученных из всех существующих информационных систем госорганов, — повторил Сырым НАСИ. — На сегодняшний день в базе содержится информация о более19,7 млн граждан Казахстана, представляющих более 6 млн семей».

Вторая новелла – новая парадигма государственной поддержки, которая предусматривает сначала адресные меры для упреждения социальных рисков, только затем адресную помощь, направленную на борьбу с последствиями социальных рисков. Необходимость оказания адресных мер будет выявляться на основе данных из ЦКС.

При этом в Социальном Кодексе предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки семей с детьми: продление срока выплат по уходу за ребенком до полутора лет; монетизация гарантированного социального пакета для детей в возрасте от 1 года до 6 лет из числа получателей адресной социальной помощи; присвоение статуса награжденных матерей женщинам, награжденным подвесками «Алтын алқа» и «Күміс алқа», и увеличение размера пособий женщинам, родившим и воспитавшим 7 и более детей.

Кроме того, с 2025 года черта бедности для назначения адресной социальной помощи будет определяться за счет медианного дохода, а не от прожиточного минимума.

«Мы изучили подходы, применяемые в странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития. Сегодня черта бедности в США составляет 40% от медианного дохода, в Канаде – 50%, в Швеции, Норвегии, Дании, Австрии, Германии и Франции – 60%. Мы также намерены внедрить этот опыт», — подчеркнул Сырым НАСИ.

Третья новелла – трансформация системы социального обслуживания, главная цель которой – повышение доступности специальных социальных услуг (ССУ) для лиц с инвалидностью.

Предусматривается вовлечение членов семей в оказание услуг лицу, имеющему инвалидность. Родственники лиц с инвалидностью будут оформляться в качестве индивидуальных помощников с соответствующей оплатой труда и социальными отчислениями.

Еще одно изменение – пересмотр стандартов ССУ и введение подушевого норматива. Для услуг будут отдельные нормативы, а для компенсаторных технических средств – предельные цены. Эти изменения, с одной стороны, приведут к дальнейшей монетизации некоторых видов техсредств или товаров, с другой стороны, широкое вовлечение частного сектора позволит обеспечить доступность ССУ, особенно в сельских населенных пунктах.

Кроме того, предусматривается наделение новыми полномочиями комиссий по Порталу социальных услуг (ПСУ), созданных при местных исполнительных органах: прием и рассмотрение в течение 5 дней заявлений лиц с инвалидностью о некачественном товаре или услуге; направление поставщику письма с указанием сроков исправления выявленных недочетов и контроль его исполнения; принятие решения о снятии поставщика с ПСУ и включении в список недобросовестных поставщиков.

Наряду с этим, Социальным Кодексом повышаются требования к социальным работникам и их статусу.

Так, социальной работой смогут заниматься только сертифицированные специалисты, квалификация которых подтверждена независимой оценкой. Будет составлен Реестр социальных работников с полной информацией об их квалификации, виде и качестве оказанных услуг. Также будет пересмотрена система оплаты труда соцработников с учетом уровня квалификации, категории и специфики оказываемых услуг.

Четвертая новелла касается системы социального страхования и пенсионного обеспечения граждан.

Действующая в Казахстане система страхования по 5-ти социальным рискам соответствует международным стандартам и реальным экономическим условиям.

Она будет сохранена, но меняется ее целевая задача. Система будет направлена не только на осуществление социальных выплат, а, прежде всего, на стимулирование легальной занятости для повышения уровня социальной защищенности формально занятых граждан.

При этом главным трендом предлагаемых изменений является: участие в системе социального обеспечения государства, работодателей и работников; усиление взаимосвязи между стажем участия в системе и размерами социальных выплат; поэтапное увеличение пенсионных и социальных выплат работникам, своевременно перечисляющим социальные взносы.

Так, с этого года гражданам, потерявшим работу, в соответствии с периодом уплаты взносов предусмотрены выплаты из Государственного фонда социального страхования в размере 45% от прежнего дохода сроком до 6 месяцев.

«Считаем, что меры, предусмотренные Социальным кодексом, Налоговым кодексом и другими сопутствующими законами, позволят максимально охватить самозанятых граждан системой социального страхования», — сказал Сырым НАСИ.

Для действующих пенсионеров в ближайшие 5 лет будет увеличена базовая пенсия. Также размер максимального дохода, используемого для расчета размера трудовой пенсии, увеличивается с 46 до 55 месячных расчетных показателей или до 70% от средней заработной платы. Для будущих пенсионеров, формирующих пенсию за счет собственных накоплений, с 1 января 2024 года будут введены дополнительные пенсионные взносы работодателей.

Кроме того, расширены права вкладчиков по управлению своими активами. Теперь пенсионные накопления выше установленного порога достаточности граждане будут тратить только на лечение и приобретение жилья.

Не более 50% пенсионных накоплений, оставшихся после изъятий или от всей накопленной суммы, вкладчики могут передать в частное управление путем выбора компании по управлению активами. При этом государственная гарантия сохранности пенсионных накоплений будет распространяться только на ту часть накоплений, которой управляет Национальный банк.

Пятая новелла – новые подходы к сфере обеспечения занятости населения, которые будут реализованы по следующим направлениям.

Первое – либерализация рынка труда. Это означает признание всех форм гибкой занятости, включая платформенную занятость.

В этих целях введено понятие «независимого работника» – лица, занимающегося трудовой деятельностью, приносящей ему доход, но не имеющего официальной государственной регистрации в соответствующих уполномоченных органах.

Деятельность таких работников будет признаваться формальной занятостью в случае присоединения их к оферте онлайн-платформ или заключении публичного договора. К примеру, таксисты, присоединившиеся к онлайн-платформе Яндекс-такси, курьеры, присоединившиеся к онлайн-платформе Glovo, будут отнесены к категории таких работников.

Операторы онлайн-платформ будут перечислять налоговые платежи и социальные взносы в пользу работников в соответствии с действующими налоговыми режимами. В этом случае независимые работники, как и наемные работники, будут иметь право на получение социальных выплат из республиканского бюджета, государственных социальных фондов и страховых компаний.

Сырым НАСИ отметил, что вводимые оптимальные режимы не требуют дополнительной регистрации от сегодняшних работников и не несут дополнительной финансовой нагрузки на них.

Второе направление касается повышения навыков рабочей силы.

Разработан закон «О профессиональных квалификациях», направленный на развитие Национальной системы квалификаций, которая связывает систему образования с требованиями работодателей к работникам.

Образовательные программы будут разрабатываться в соответствии с техническими заданиями работодателей, то есть профессиональными стандартами. Для оценки навыков и компетенций вводится система сертификации.

Третье – формирование цифровых центров занятости.

На сегодняшний день процесс поиска работы, регистрации в качестве безработного, подачи заявления на назначение социальных выплат по потере работы из ГФСС полностью оцифрованы и реализуются через Электронную биржу труда.

В связи с этим в Социальном Кодексе предусматривается трансформация центров занятости в мобильные центры, которые будут координировать все инициативы и программы по развитию региональных рынков труда с учетом специфики областей.

Более подробно о социальных отчислениях и социальных выплатах рассказал Кайрат ДОСУМОВ.

Социальные отчисления – это обязательные платежи, которые уплачиваются работодателем или самостоятельно занятым лицом в Государственный фонд социального страхования. Они дают право участнику этой системы получать социальные выплаты при наступлении социальных рисков: социальная выплата по случаю утраты трудоспособности; социальная выплата по случаю потери кормильца; социальная выплата по случаю потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей); социальная выплата по случаю потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста полутора лет; социальная выплата по случаю потери работы.

С начала года продлен срок выплат по уходу за ребенком до полутора лет. Сегодня такую помощь получили более 450 тыс семей. До конца года планируется охватить более 800 тыс семей.

С 1 июля размеры пособий по утрате трудоспособности и по случаю потери кормильца увеличены на 14,5%. С учетом увеличения размера пособий с начала года на 8,5%, размер выплат увеличится в целом на 23% по отношению к уровню прошлого года.

В соответствии с действующим законодательством уволенные работники получают социальные выплаты по потере работы от 1 до 6 месяцев в зависимости от стажа участия в системе обязательного социального страхования и дохода за последние 24 месяца. Выплата осуществляется за счет средств ГФСС с 1.01.2021 года в размере до 45% от потерянного дохода. Ранее эта выплата составляла 40%.

Физические лица, которые платят единый совокупный платеж, подлежат обязательному социальному страхованию до 1 января 2024 года.

С 1 января 2025 года в этот список будут также включены физические лица, которые получают доходы по заключенным с налоговыми агентами договорам гражданско-правового характера, в том числе работающие в представительствах международных организаций в РК, дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в Казахстане.

Предметом этих договоров является выполнение работ-оказание услуг.

Обязательное социальное страхование распространяется на кандасов, а также постоянно проживающих на территории РК иностранцев и лиц без гражданства, которые осуществляют деятельность, приносящую доход на территории Казахстана наравне с гражданами РК.

С введением Социального Кодекса 9 законов утратили свою силу (например, законы «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» и «Об обязательном социальном страховании»), еще в 50 законов внесены изменения и дополнения.