Через призму мусора

О программе по управлению коммунальными отходами

 

Олег ПОЛИВОДА

Фото Максима СУШКО

 

С сентября прошлого года в Лисаковске начата работа над программой по управлению коммунальными отходами. Ее уже обсудили с общественностью без СМИ, а на текущей неделе ее рассмотрели на общественном совете города, 29 февраля планируется утверждение на сессии городского маслихата. Мы решили изучить вопрос программы по управлению коммунальными отходами с директором ТОО «ИЛИН» Инной Викторовной АМАН.

Разработчики написали уже четырнадцатый вариант этой программы, – говорит директор ТОО «ИЛИН» Инна АМАН. – В нее постоянно вносятся дополнения и изменения. Изначально в программе было 56 листов, теперь осталось 29. Мы даже сначала указали график вывоза мусора, но нас попросили его убрать. Сейчас программу правят в маслихате, а потому депутатам, видимо, на утверждение будет представлен пятнадцатый вариант.

– Вы постоянно говорили о том, что в Лисаковске должна быть такая программа.

– Не только в Лисаковске, она должна быть во всех городах Казахстана. Это прописано в Экологическом Кодексе 2021 года. В том же году на заседании правительства акимам говорили о необходимости разработать такую программу, но акимы откладывали работу на потом. Теперь она, наконец, начата во многих городах. Программа действительно нужна: мы должны знать, какие существуют проблемы, как их решать, куда идти. Тендер по разработке такой программы в Лисаковске выиграла алматинская фирма. Специализированных организаций, способных выполнить эту работу, в Казахстане мало, мы их все знаем. Я сразу обратилась к разработчикам и сказала, что нам не нужен реферат, а требуется серьезная работа. И они предложили мне тоже принять в ней участие. Вот с сентября я ничем другим практически не занимаюсь, а только этой программой: поднимала нормативные документы, сидела в архивах, изучала отчеты организаций, чтобы хотя бы приблизительно знать, сколько в городе образуется отходов. А с отходами у нас полный швах. Количество отходов, которые попадают на городской полигон, мы знаем точно. Но есть еще три полигона, куда вывозится лисаковский мусор: в Октябрьском, в Тоболе и в районе имени Беимбета Майлина. Нам дали данные об отходах, которые поступили на полигон в Октябрьском за последние 10 лет. А те, которые поступили туда за предыдущие 15 лет, куда делись? Там и лежат, разумеется, но каково их количество?

– Кстати, о графике по вывозу мусора. В настоящее время, скажем так, он далек от совершенства.

– Да, здесь правят бал организации, которые занимаются вывозом, мнение жителей они не учитывают. Аким города дал им указание сдвинуть время на час, они и сдвинули, но только в утреннее время. Хотя утреннее время почти всех устраивало. А вот «вечерний вывоз» остался прежним. И что с этим делать? В городе имеется только 4 мусоровоза. Не будет их, не будет и вывоза. Мы в программе прописали, что в 2024 году местные исполнительные органы должны провести тендер по вывозу мусора. Это предусмотрено и законом. Вот тогда городские власти смогут диктовать свои условия перевозчикам, а у жителей Лисаковска останется только одна обязанность – вовремя вынести мусор к машинам. Но кто в этом тендере будет участвовать?

– Наверное, те же, кто выполняет эту работу сейчас.

– А они не выдержат условий для участников тендера, предусмотренных законом. Ведь кузов машины должен быть разделен на два сектора для сбора мокрых и сухих отходов, в машинах обязательно должна быть GPS-навигация… Требования к транспорту прописаны на двух листах. Так что этот тендер не выиграет никто, пока не появится в городе специализированный транспорт. А заинтересованы ли предприниматели, чтобы его приобрести? Мы подсчитали, что Лисаковску нужно 10 мусоровозов. Альберт Павлович РАУ приложил немало усилий, чтобы часть денег от утильсбора шла в регионы. Так что можно взять эти деньги на приобретение транспорта. Но, во-первых, это не гранты, а кредиты, которые надо возвращать с процентами. Во-вторых, чтобы получить эти деньги, требуется написать ну очень грамотный проект. Но даже если его кто-то напишет, не факт, что деньги выделят именно ему. Желающих получить эти кредиты очень много. Идем дальше. Один мусоровоз стоит 50 млн тенге, следовательно, на 10 машин потребуется 500 млн. При этом 20% – а это 100 млн – должны быть обеспечены собственными средствами. Но если у предпринимателя имеется 100 млн, то зачем ему заниматься мусором? Если же кто-то и возьмется выполнять эту работу, то каким будет тариф, какова будет цена для жителей за вывоз мусора?

Тут, правда, имеется другой вариант: специализированный транспорт могут приобретать местные исполнительные органы, а потом передовать его в аренду либо в лизинг. И мы это прописали в программе: в 2024 году необходимо приобрести 2 машины, в 2025 – 4, в 2027 – еще 4.

– К слову, о мокрых и сухих отходах. Сначала надо научить жителей города их разделять. Но какой смысл учиться, если и те, и другие, окажутся в одной машине, в общей куче?

– Нужно учиться! На городском полигоне мы перерабатываем весь мусор! И нам гораздо проще было бы, если в одном пакете – сухие, во втором – мокрые отходы. Жителям ведь не сложно это делать, здесь важно начать с себя. Но мы должны жителям это разъяснять.

– Какие еще проблемы с отходами есть в городе?

– Остро стоит вопрос со строительными отходами, это кирпич, плитка, дверные проемы, окна, те же обои… Люди делают в квартире ремонт, а куда потом все это девать? Строительные отходы нельзя закапывать в землю, их требуется перерабатывать. Для жителей четвертого и части пятого микрорайона такой проблемы нет, строительные отходы принимают, потому что они попадают на городской полигон, а там есть линии по переработке строительных отходов. На других полигонах такой линии нет. И если они будут принимать строительные отходы, то могут получить значительные штрафы. Приобретать линии по переработке строительных отходов? А зачем им это надо? Эта работа убыточная. Мы ее ведем лишь потому, чтобы у потребителя не было проблем. Другим же полигонам и легче, и проще отходы просто не принимать. Так что для жителей многих микрорайонов города строительные отходы – действительно большая проблема. В итоге эти отходы оказываются в степи, в лесопосадках…

Могу еще сказать о медицинских отходах, которые тоже необходимо перерабатывать. Но вот вопрос: не оказываются ли они в земле?

В городе уже установили 5 контейнерных площадок, но они должны еще быть возле школ и детских садов, там ведь все очень плохо: мусор собирают в мешки, в бочки…

– Насколько я знаю, возле городского полигона ТБО собираются открыть еще один. Вы его вписали в программу?

– Да, нас попросили это сделать. Хотя зачем он нужен, я понять не могу, 8 лет назад эксперты дали заключение, что новый полигон городу не требуется, действующего хватит еще лет на 40. Но нам сказали: для развития конкуренции. Но какая конкуренция, если расстояние до двух полигонов одинаковое, условия одинаковые? Тарифы будут разными? Так ведь тарифы устанавливают не те, кто обслуживает полигон, их разрабатывают местные исполнительные органы, а утверждают депутаты. Не лучше ли было на том месте посадить деревья?…

Но, впрочем, это другой вопрос. В целом же при разработке программы работа проделана огромная, большую помощь нам оказала Лилия Гербертовна ЛЕСКОВА, у нее большой опыт в работе с документами, хорошее знание законов. Главное, что мы обозначили проблемы и указали пути их решения. 2024 год будет пилотным, за это время в программу будут вноситься изменения. Программа будет действовать 5 лет, а затем нужно писать новую, ведь законодательство меняется, и программа должна соответствовать законам. Но написать программу – это лишь 30% работы, остальные 70% – как программа будет исполняться.

А как она будет исполняться, покажет время.