Комиссия маслихата
Два вопроса, рассматриваемых на заседании постоянной комиссии маслихата по вопросам социально-культурного развития и социальной защите населения, касались системы образования. Ответ перед депутатами держала руководитель отдела образования акимата города Елена Бурдыка.
ПОЧТИ ВСЕ ВЫПОЛНЕНО ИЛИ ПЕРЕВЫПОЛНЕНО
Сначала она отчиталась о ходе реализации программы развития образования и науки на 2016-2019 годы в городе. «Программа охватывает все уровни образования от дошкольного до послевузовского, мы же на своем уровне работаем по выполнению трех целевых индикаторов и 24 показателей», – уточнила Елена Александровна. Надо сказать сразу, что в Лисаковске достигнуты все три целевых индикатора.
Во-первых, доля детей 3-6 лет, охваченных дошкольным воспитанием и обучением, составляет 100%. Доля педагогических работников дошкольных организаций с высшим и техническим профессиональным образованием по специальности «Дошкольное воспитание и обучение» составляет 51,3% при плане 50%. Выше республиканского значения доля дошкольных организаций с полным днем пребывания – все 9 организаций у нас с полным днем пребывания. «Значительно превышает республиканское значение показатель «Доля дошкольных организаций, создавших условия для воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями», – сообщила Елена Бурдыка. – При плановом показателе 30% у нас он 87,5 – из 8 детсадов в семи условия созданы».
Важно и качество образования дошколят, на что сделал упор на августовском совещании педагогов страны Президент РК Касым-Жомарт Токаев. Лисаковск и здесь впереди – доля детей 5-6 лет с высоким и средним уровнями умений и навыков составляет 97,1%, плановый показатель – 80%.
Благодаря тому, что у нас внедрена автоматизированная госуслуга «Выдача направлений в детские дошкольные организации», городу удалось обеспечить стопроцентное выполнение показателя «Доля дошкольных организаций, охваченных государственными услугами через портал электронного правительства».
«Единственный показатель в первом индикаторе у нас не достигнут – это размещение мест в частных дошкольных организациях, – констатировала руководитель отдела образования. – Зато мы закрываем полностью очередность в детские сады, этот показатель для нас не достижим и не актуален».
Во-вторых, что касается среднего образования, то и здесь результаты неплохие. Все школы города перешли на обновленное содержание образования, доля молодых педагогических работников от общего количества педагогических работников составляет 3,6% (при плане 3,5%). Выше республиканского показателя доля в городе педагогических работников с высшей и первой категориями – эта цифра составляет 54,3% (план – 54%). Хорошо Лисаковск сработал и по доле школ, создавших условия для инклюзивного образования (87,5%, план 70%). «Во все общеобразовательные школы мы установили подъемники, в трех школах проведены мероприятия по полной адаптации объектов для детей с ограниченными возможностями, – рассказала Елена Бурдыка. – Эта работа будет продолжена, надеемся, что в ближайшие 3-4 года все объекты будут адаптированы для людей с ограниченными возможностями». Во всех школах есть широкополосный интернет, в каждом применяют электронные журналы и дневники. Значительно выше республиканского показатель доли школьников, охваченных дополнительным образованием – 100% при плановых 80-и – теперь считается и посещение кружков, секций в школах.
Доля обучающихся, охваченных спортивными секциями общеобразовательных школ составляет в городе 47%, план – 38%. 83% школьников Лисаковска входят в детско-юношеские движения «Жас ұлан» и «Жас қыран» (показатель превышен на 17%). Все учащиеся вовлечены в реализацию подпрограммы «Тәрбие және білім» программы «Рухани жаңғыру». Во всех школах созданы попечительские советы, все школы перешли на автоматизированные государственные услуги – везде установлена электронная программа по зачислению детей в 1-е классы.
В-третьих, доля детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, от общего числа детей составляет 6,1%. Республиканский показатель – 10%. «Хорошо, что мы его не достигли, – пояснила Елена Бурдыка. – В данном случае, чем цифра меньше, тем лучше – значит у нас ситуация благополучная». Таких детей в Лисаковске – 407 – это не только сироты (68 человек) и дети, состоящие на всех видах учета, но и дети с ограниченными возможностями – последних у нас 331.
Не выполнен в третьем индикаторе показатель по доле безнадзорных и беспризорных детей, прошедших социальную адаптацию и переданных в семьи. Елена Бурдыка пояснила это тем, что в текущем году было выявлено 3 ребенка, помещенных в Центр адаптации несовершеннолетних, они прошли там курс полугодовой реабилитации, но за это время родители не смогли изменить свою внутрисемейную ситуацию, поэтому в семью их не вернули, а определили в государственные организации для детей-сирот. Депутат Игорь Неявко посчитал этот показатель некорректным: «Отдел образования свою работу выполнил, ребенок на улице не остался, он под опекой не семьи, а государства, значит все сделано на 100%». Доля детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных семейным устройством, составляет 100% – было 7 детей, которые переданы опекунам, усыновителям и обрели семьи.
И еще из положительного – 75,4% детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, были охвачены организованными формами летнего отдыха и оздоровления, плановый показатель – 73%.
Секретарь маслихата, выслушав доклад руководителя отдела образования, поинтересовалась: ожидаются ли изменения в формате итоговой аттестации школьников в этом учебном году? Однозначно – да. Должны они коснуться учеников 9 и 11 классов.
Игорь Неявко напомнил, что недавно в ходе акции по взвешиванию школьных портфелей, был выявлен перегруз ранцев учеников. «Будет ли переход на электронные учебники по всем дисциплинам?» – поинтересовался депутат. «Думаю, что это будет в новой программе», – ответила Елена Бурдыка.
Салтанат Шалдыбаева в продолжение темы поинтересовалась развитием IT-технологий в школах. Как было сказано, в трех школах есть кабинеты робототехники, есть кабинет на базе Центра детского и юношеского творчества, действуют они в детских садах, учителя и воспитатели получают новые знания, проводят семинары, планируют участвовать в международных конкурсах.
ОТДОХНУЛИ И ОЗДОРОВИЛИСЬ
Вторым вопросом рассматривались итоги работы учебных заведений по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в летний период.
Елена Бурдыка подробно рассказала о тех мероприятиях, которые прошли в рамках летних каникул. «Из 3679 учащихся 1-10 классов в первоочередном порядке бесплатным отдыхом и оздоровлением были обеспечены дети, нуждающиеся в государственной поддержке», – сказала Елена Бурдыка.
600 детей отдохнули на семи пришкольных площадках, 150 детей занимались в кабинете цифровых технологий, 208 учащихся были заняты на летнем пленэре детской художественной школы, 195 детей были задействованы в экологическом лагере Центра детского и юношеского творчества, 360 детей за лето отдохнули в лагере «Алый парус», 86 детей посещали летний английский лагерь на базе школы-гимназии. Почти полторы тысячи ребят замечательно провели время в загородных лагерях страны, 67 – отдохнули в «OLE» – все за счет средств родителей и профсоюзных организаций крупных предприятий. Профильный лагерь «Жас лэнд» принял 50 детей, 120 старшеклассников от МУП прошли летом производственную практику, 67 учащихся работали в городском отряде по озеленению. Большой охват детей занятостью дают дворовые клубы – их за лето посетило 1200 детей. Яркие дни были у 50 детей в лагере «Кыпчак». 20 школьникам города запомнилось лето посещением г.Нур-Султана – традиционный подарок от Альберта Рау. Также были экскурсии в г.Костанай и Наурзумский заповедник.
Впервые летом прошел детский эколого-туристический лагерь «Жас саяхатшы» для 30 школьников и историко-художественный фестиваль юных андроноведов с охватом 100 человек.
«В 2019 году на обеспечение занятостью и оздоровлением детей и подростков из бюджета выделено 8 млн 556 тыс. тенге, – сообщила Елена Бурдыка. – Было охвачено отдыхом и оздоровлением 3655 учащихся (99%), занятостью – 3677 учащихся (100%)».
Салтанат Шалдыбаева попросила учесть создание условий в рамках летнего отдыха для детей с ограниченными возможностями.
Депутаты маслихата отметили высокий уровень работы отдела образования как в рамках реализации государственной программы, так и в рамках летнего отдыха и пожелали успехов в дальнейшей деятельности воспитания детей.
Максим СУШКО
Фото автора