КАРАНТИННАЯ ЛОГИКА
Вот уже несколько дней не дает мне покоя один вопрос: «Чем больше зараженных, тем мягче карантин. Почему?» Это я не к тому, что карантин надо ужесточать: меня от него тошнит так же, как и всех остальных. Но ведь логику-то хочется понять!
Судя по всему, этим же вопросом задаюсь не я один. Как передает NUR.KZ, на онлайн-брифинге в СЦК министра здравоохранения Елжана Биртанова попросили объяснить логику смягчения карантина в Казахстане: в начале эпидемии коронавируса число заболевших исчислялось десятками, однако в стране ввели жесткий карантин. Теперь же новые больные исчисляются сотнями, при этом в Казахстане карантин смягчили.
Глава Минздрава Елжан Биртанов отметил, что «карантинная» логика основывается на нормах эпидемиологии, согласно которым количество новых заболевших хоть и важно, но не первостепенно. Решение об усилении или смягчении карантина принимается в зависимости от темпа роста.
Знаете, в чем моя беда? Моя голова забита различными цитатами. Вот и теперь мне почему-то вспомнился разговор из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»: «Интурист хорошо говорит!» – «А что он говорит? Конкретно, что?» – «А пес его знает!»
Но вот честно: вы поняли, о чем говорит министр здравоохранения? Я тоже нет. Но зато как хорошо, убедительно говорит! Следовательно, говорит правильно – не поспоришь!
Хотя тут появляется вторая моя беда: постоянно хочется спорить! Вот хотя бы о темпах роста. Ведь как получается? Когда появились первые заболевшие, то темпы роста были близки к 100%. И надо вводить жесткий карантин. А когда заболевших 12 тысяч и появляется всего двадцать-тридцать новых, то это уже курам на смех. Так что карантин надо смягчать.
Я не ошибаюсь? Именно такова карантинная логика?
Впрочем, далее Елжан Биртанов пояснил: «Мы отслеживаем заболеваемость на 100 тысяч населения – активных случаев у нас порядка 25-30 случаев на 100 тысяч граждан. Логика такая – мы, если видим рост, такой, грозный – усиливаем меры, если рост небольшой – мы смягчаем».
Это уже ближе к телу, как говорил Остап Бендер, но тоже мало что объясняет. Ведь наверняка в начале карантина заболевших на 100 тысяч граждан было меньше, чем сейчас. И что означает «такой, грозный»? Где шкала этой грозности? В голове чиновников, быть может? Они смягчают и усиливают по своему усмотрению?
Но, видимо, в этих головах произошли большие перемены. Когда Елжан Биртанов давал свое туманное интервью, инфицированных было чуть более 12 тысяч (сейчас же, когда вы читаете, их наверняка больше, но темпы роста-то снижаются!). И, по словам министра, у большинства из них болезнь протекает в легкой бессимптомной форме. 52% заболевших уже вылечились. Продолжают получать лечение в больницах страны 5 836 больных. Из них 59 человек в тяжелом состоянии – это 1% от общего числа таких пациентов.
48 человек скончались – процент летальности составляет 0,4%. Биртанов отметил, что ведет контроль за тем, чтобы не было искусственного занижения цифр. Но о том, что ведет контроль за тем, чтобы не было искусственного завышения, не сказал ни слова.
Вон и в «Казахстанской правде» на первой странице есть восторженная информация: «Порядка 70% бессимптомных носителей коронавируса выздоравливают сами». Хотя тут есть некоторые сомнения: как люди узнали, что выздоровели, если даже не догадывались о своей болезни? И как тогда этот процент смогли подсчитать журналисты?
Но в любом случае: получается, не так страшен черт, как его малюют! Может, карантинная логика в том и заключается, что сначала сильно испугались, но потом успокоились?
К слову, Елжану Биртанову задали еще один, но уже более осторожный вопрос: как он относится к призывам выйти на митинги в период карантина?
Но здесь все гораздо страшнее. Елжан Биртанов заявил, что массовые мероприятия, в том числе митинги и мирные собрания, в период карантина запрещены. Он считает это опасным для здоровья, так как может произойти вспышка заболевания. А предложение проводить их он расценивает как призыв к опасным мероприятиям. И даже высказался о возможности возвращения Казахстана к жесткому режиму карантина.
А потому у меня опять все тот же вопрос: уж не в этом ли заключается карантинная логика?
Как бы там ни было, но Елжан Биртанов пригрозил: «Мы не снимем ограничения, пока рост не превратится в ноль».
В общем, закончится все тем, что когда-нибудь карантин смягчат окончательно. Но кое-какие ограничения все-таки останутся, потому что «рост на ноль» не прекратится никогда.
Но мы на радостях и не заметим, что это кое-что нам вернуть «забыли». Может быть, именно в этом и заключается карантинная логика?
ВАШЕ БЛАГОРОДИЕ
Пока светлые умы, временно находящиеся на свободе, прилагают все силы для смягчения карантина, не менее светлые умы, которые временно находятся в заключении, ломают голову над другой проблемой: как нужно приветствовать свое начальство?
Как сообщает Kazpravda.kz со ссылкой на QazPulse, все дело в том, что «нет регламента в правилах внутреннего распорядка по порядку приветствия в случаях встречи с сотрудниками учреждения на территории учреждения и других местах учреждения».
Более того! В ситуациях, когда сотрудники тюрем требуют от осужденных соблюдения определенных правил и субординации при встрече и приветствии, осужденные дерзко предъявляют «обоснованные жалобы и претензии в части предоставления им нормативных документов, в которых регламентированы такие требования».
И осужденные настолько распустились, что могут держать руки в карманах, протягивать руку для рукопожатия или стоять в положении растопыренных ног, хотя им еще даже не успели приказать эти ноги растопырить.
Также имеют место употребления осужденными слов – «Саламалейкум», «Салам», «Привет» и т.д. А некоторые осужденные, как я подозреваю, вообще не здороваются все по той же причине: нет такого закона!
Поэтому Комитет уголовно-исполнительной системы внес на публичное обсуждение ряд изменений и дополнений в некоторые приказы министра внутренних дел Казахстана. Хотя в данном случае слово «публичное» меня как-то настораживает. Вряд ли это предложение будут обсуждать те, кто уже сидит. Значит, предложение поступило тем, кто пока еще не сидит: пусть привыкают к новым приветствиям!
А предлагаемая редакция следующая: «При встрече с сотрудниками учреждений, лицами, уполномоченными на осуществление контроля и надзора за поведением осужденных и другими должностными лицами, посещающими учреждения, осужденные, встают или останавливаются, ноги располагают вместе, руки по швам и здороваются с ними «Сәлеметсіз бе» или «Здравствуйте», при этом, рукопожатие не допускается».
Ну, это еще по-божески! Могли предложить другое: «Рады вас приветствовать, ваше благородие!» А для более высокого начальства имеется и другое словосочетание: «ваша светлость».
Или того хуже: необходимо хлопнуть себя по щекам, развести руки в стороны, присесть и сказать «Ку!»
А что касается рукопожатий, то здесь можно было и умолчать. Я сомневаюсь, что осужденные и сейчас протягивают руки сотрудникам учреждений. А если кто по глупости и протягивает, то их быстро отучивают от подобных вольностей!
И вряд ли при переобучении ссылаются на какие-либо законы и регламенты!
В ЧАСТНЫЕ РУКИ
Богат и славен Казахстан! И настолько он богат и славен, что может щедро раздаривать свои богатства!
И вот один такой подарок: как сообщает NUR.KZ, часть территории Иле-Алатауского национального парка, расположенного в Алматинской области, почти на пять десятков лет перешла в управление частной компании.
Но, естественно, не просто так отдали, а после проведения тендера. Победителем стало ТОО «Култау и К». Не знаю, насколько тяжело далась фирме эта победа, но она была единственной участницей. И теперь в управление компании перешли территории Большого Алматинского озера, Солдатского ущелья, Иссыкское и Тургенское лесничества, плато Асы, Алма-Арасан.
Предполагается, что на обозначенных выше территориях будут построены туристские комплексы, глэмпинг, смотровые площадки и другие объекты, призванные привлечь туристов.
Но вот ведь в чем дело! Многие граждане Казахстана не всегда могут понять государственную выгоду, а потому сильно возмущаются. И пришлось министру экологии Магзуму Мирзагалиеву успокаивать возмущенную общественность.
В разъяренную толпу туристов Магзум Мирзагалиев не выходил, тем более что и не было такой толпы – митинги из-за карантина запрещены. Но он опубликовал несколько твитов, в которых разъяснил ситуацию со сдачей в аренду территории Иле-Алатауского нацпарка.
А позиция его ведомства, отметил министр, заключается в том, что нацпарки нужно развивать, но при этом следует максимально исключить нагрузку на природу.
По мнению Мирзагалиева, огромные отели и рестораны, которыми принято застраивать туристические зоны, в нацпарках не нужны, а акцент делать следует именно на эко-туризме. Это значит, что занимающиеся обустройством природных парков компании должны больше внимания уделять обустройству троп, если и возводить здания и конструкции, то довольно легкие, которые не причинят вреда окружающей среде.
Глава Минэкологии объявил также о создании общественного совета по развитию национальных парков. В него должны войти эксперты-экологи, представители общественных объединений, активисты.
В завершение министр призвал всех, кто заинтересован в сохранении природных богатств страны, войти в совет.
И снова мне вспомнился все тот же эпизод из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»: «Интурист хорошо говорит!»
Вроде бы все понятно: нацпарки нужно развивать. Но почему все-таки парк отдали в частные руки?
Вот вы верите в то, что частник будет что-либо строить без всякой выгоды для себя? А государство может! И очень часто это делает, хотя, конечно, порой скрытая выгода все равно имеется: чиновники думают не только о благе народа, но и о своем собственном. Но нам-то какое дело? Главное, что и нам от этого хорошо!
Я не раз бывал в горах и могу подтвердить: сервис там не ахти. Идешь в глухомани по туристической тропе, изнываешь от жажды и думаешь: почему ни разу на твоем пути не встретится ларек, где продается пиво?
Но я сомневаюсь, что частник такие ларьки туристам организует! Слишком дорогое удовольствие: продукт придется доставлять на вертолете, машина ведь не проедет! Но зато, я думаю, туристам организуют другой «сервис»: в начале туристических троп посадят кассиров (без кассовых аппаратов, между прочим!), которые будут собирать деньги за вход. И даже объяснение наверняка найдут: средства нужны для ремонта этих троп. Или для установки указателей, чтобы никто не заблудился.
Хотя, чего там ремонтировать? А указатели – туры – туристы для своих собратьев устанавливают и сами – и совершенно бесплатно.
Да что там туры и указатели! Туристы для тех, кто пойдет следом, даже порой продукты оставляют! И тоже бескорыстно!
И ведь как-то раньше обходился эко-туризм без всяких легких зданий и конструкций – хватало и палатки, которую несешь в рюкзаке.
Кстати, и уборку после настоящих туристов проводить не следует: мусора за собой никто не оставляет. Так какая польза от частной компании?
Но наверняка есть ведь какая-то логика передачи парка в частные руки! Вот только нам ее никогда не понять. Мы о ней можем только догадываться…
Олег ПОЛИВОДА
Источники: NUR.KZ, Kazpravda.kz