Брифинг

МОДЕРНИЗАЦИЯ — поэтапно

Руководитель Департамента Комитета труда, социальной защиты и миграции по Костанайской области Мурат МУРАТБЕКОВ провел брифинг, на котором рассказал лисаковским журналистам о модернизации пенсионной системы.

Мурат Муратбеков отметил, что в Казахстане порядка 2 –х миллионов пенсионеров, в Костанайской области – 135 тысяч. И далеко не всех из них устраивают размеры пенсий. Пенсии постоянно повышаются, но этого все равно недостаточно. Поэтому и потребовалась модернизация пенсионной системы, которая в Казахстане проводится поэтапно.

В настоящее время выплачивается три уровня пенсий.

Первый ее уровень – базовый. Базовая пенсия введена главой государства, поэтому ее еще называют президентской. Ее получают абсолютно все, вне зависимости от трудового стажа. Если имеется трудовой стаж, хотя бы 6 месяцев, базовая пенсия будет начислена. Пока что базовая пенсия для всех одинакова – 54% от прожиточного минимума, что составляет 15 тыс. 274 тенге.

Мурат Муратбеков подчеркнул: эта пенсия была введена с 2005 года и на тот момент была 3 тыс. тенге. То есть она выросла почти в пять раз.

Второй уровень (обязательный) – это солидарные пенсии. Они выплачиваемые из средств республиканского бюджета в зависимости от трудового стажа, выработанного на 1 января 1998 года и заявленного дохода за любые 3 года подряд, начиная с 1995 года.

За последние 18 лет, по словам Мурата Муратбекова, минимальный размер пенсии (с учетом базовой выплаты) повысился в 10 раз: с 3 000 до 49 000 тенге, средний размер пенсий — в 13 раз: с 4 179 до 71 333 тенге.

Но уже сейчас у некоторых пенсионеров возникают проблемы со стажем до 1998 года, который для мужчин должен составлять 25 лет, для женщин – 20. И, как не трудно догадаться, эта проблема с каждым годом будет нарастать, потому что на пенсию станут выходить люди, начавшие работать в восьмидесятых, девяностых годах… Необходимого стажа у них уже не будет.

Вот эту проблему и должна решить модернизация пенсионной системы. Первый ее этап начат в 2013 году, когда был создан Единый накопительный пенсионный фонд.

Так, с 1 января 2014 года начато субсидирование обязательных пенсионных взносов для работающих женщин, которые находятся в декретных отпусках по уходу за ребенком до достижения им одного года и, соответственно, не могут перечислять в пенсионный фонд 10% от своей зарплаты. Оно следующее: 4% от бывшего дохода женщины перечисляется в пенсионный фонд из фонда страхования, 6% компенсирует государство. Таким образом, женщина не теряет в своих пенсионных накоплениях.

Были введены и 5% профессиональных пенсионных взносов для тех, кто работает во вредных условиях труда. Таких профессий, сказал Мурат Муратбеков, много: от горной промышленности до работы в театрах. Но эти отчисления удерживаются не из зарплаты работников, их производит работодатель. Что для него является определенным стимулом: если после аттестации рабочего места установлено, что вредоносный фактор устранен, то работодатель имеет право не перечислять эти 5%.

Мурат Муратбеков напомнил, что бурные дебаты в обществе вызвал вопрос повышение возраста выхода на пенсию для женщин. Тем не менее, этот вопрос был утвержден, но повышение будет проходить поэтапно. Если раньше женщина выходила на пенсию в 58 лет, то с 1 января 2018 года – в 58 лет и 6 месяцев, в 2019 году – в 59 лет, в 2020-ом – в 60… И так – до 63 лет.

Впрочем, существует возможность и более раннего выхода женщины на пенсию. Например, она может уйти на заслуженный отдых в 45 лет, если проживала не менее 5 лет в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года.

В 53 года – если родила, усыновила или удочерила 5 и более детей и воспитала их до восьмилетнего возраста.

В 50-55 лет — при достаточности пенсионных накоплений при условии приобретения пенсионного аннуитета.

Здесь журналисты задали вопрос: допустим, женщина должна была выйти на пенсию в конце декабря 2017 года, но не успела сдать документы и сделала это только в январе 2018-го.

Теперь по закону она должна отработать лишние полгода. Но Мурат Муратбеков заверил: этот момент учли, список потенциальных пенсионеров отработали, переговорили с каждой женщиной и предложили сдать даже не полный пакет документов, а остальные принести позже. В итоге «опоздавших» по Костанайской области нет.

Второй этап, продолжал Мурат Муратбеков, начат 18 июня 2014 года, когда президент страны утвердил «Концепцию дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года». Одно из основных положений концепции – изменение порядка назначения базовой пенсии. Сейчас она, как было сказано, составляет 15 274 тенге. Но с 1 июля 2018 года будет уже начисляться с учетом трудового стажа. Причем, трудовой стаж считается как до 1998 года, так и после него.

Система следующая. Если трудовой стаж гражданина составляет 10 лет и менее или вовсе отсутствует, то размер базовой пенсии будет равен 54% от величины прожиточного минимума. За каждый год сверх 10 лет размер базовой пенсии будет увеличиваться на 2%. А при стаже 33 года и более лет размер базовой пенсии составит 100%. То есть для людей с полным стажем пенсия увеличится на 14 тыс. тенге.

В этот стаж также включается: время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет в пределах 12 лет в общей сложности; время ухода за ребенком — инвалидом до 16 лет; периоды службы сотрудников силовых структур; проживания супругов сотрудников силовых структур в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства; периоды проживания за границей супругов дипломатических служб РК, международных организаций.

Повышение базовой пенсии коснется и уже состоявшихся пенсионеров. При этом им не надо никуда обращаться, все данные уже имеются в пенсионном деле. Разве что кому-нибудь из пенсионеров потребуется внести какие-то изменения.

Как подчеркнул Мурат Муратбеков, для перерасчета базовой пенсии из республиканского бюджета дополнительно выделено 147 млрд. тенге. Ожидается, что в результате средний размер базовой пенсии увеличится в 1,7 раза — до 87% от прожиточного минимума.

Но есть здесь такой момент: после 1998 года стаж будет подтверждаться наличием пенсионных отчислений. Но это не значит, что если один-два месяца в течение года отчисления не производились, то потеряется весь год. Учитываться будет по месяцам: к примеру, в 2001 году отчисления производились шесть месяцев, в 2002-ом – столько же, то это – год стажа.

«Такой подход соответствует принципу социальной справедливости, так как не только позволит улучшить материальное положение пенсионеров, но и послужит усилению трудовой мотивации и формализации трудовых отношений граждан», — считает Мурат Муратбеков.

Еще одно главное изменения второго этапа модернизации — дополнение действующей накопительной системы новой условно-накопительной компонентой, формируемой за счет взносов работодателей в размере 5% от доходов работников. Эти отчисления работодатели начнут производить с 2020 года. Но эти средства не будут являться собственностью работника: их нельзя забрать при переезде в другую страну, они не передаются по наследству.

«Зато пенсии из условно-накопительной компоненты будут ежегодно индексироваться в зависимости от финансовых показателей системы и результатов инвестиционной деятельности ЕНПФ. Важно отметить, что эти выплаты будут осуществляться пожизненно, вне зависимости от того, сколько лет человек после выхода на пенсию проживет – 10 лет или 40», — сказал Мурат Муратбеков.

И добавил, что работодатель, отчисляющий эти 5%, финансово не будет ущемлен, так как для него будут введены налоговые льготы.

А для женщин, которые находятся в декретном отпуске, эти 5% тоже будут субсидироваться – как и обязательные пенсионные отчисления.

В результате предлагаемых преобразований пенсионное обеспечение граждан будет состоять из следующих частей:

1) выплаты за счет государственного бюджета:

— базовой пенсионной выплаты, назначаемой в зависимости от стажа участия в пенсионной системе;

— солидарной пенсии (с учетом трудового стажа на 01.01.1998 г.);

2) пенсионных выплат из ЕНПФ за счет:

— индивидуальных 10% пенсионных взносов работника;

— дополнительных 5% обязательных профессиональных пенсионных взносов работодателя;

— дополнительных 5% взносов работодателя на условно-накопительные счета работника;

3) добровольных пенсионных накоплений.

Также концепцией дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года предусмотрено, что для поддержания размеров солидарных пенсий на приемлемом уровне их размеры ежегодно индексируются с опережением уровня инфляции на два процента.

Сказал Мурат Муратбеков и о социальной поддержке инвалидов.

До 1 января 2018 года для инвалидов назначалось два вида социальных пособий: гарантированное государством социальное пособие по инвалидности (его размер зависел от величины прожиточного минимума) и специальное государственное пособие, введенное в 1999 году взамен натуральных льгот. Основой для расчета пособия являлся месячный расчетный показатель. Для получения данных пособий инвалид подавал два заявления и готовил два пакета документов.

С 1 января 2018 года они были объединены в одно пособие. В итоге размер получаемых выплат увеличился до 16%.

Например, инвалиду 1 группы выплачивалось гарантированное государственное пособие по инвалидности – 43 538 тенге, специальное госпособие– 3 381 тенге, в итоге общая сумма составляла 46 919 тенге. С 1 января 2018 года ему будет назначено пособие в размере 54 306 тенге (+7 387тенге) по одному пакету документов.

Инвалид 2 группы получал пособия в общей сумме 37 380 тенге, с 2018 года будет получать 43 275 тенге (+5 895 тенге).

Инвалид 3 группы получал пособия в общей сумме 25 423 тенге, с 2018 года будет получать 29 416 тенге (+3 993 тенге).

По словам Мурата Муратбекова, в Костанайской области порядка 27 тыс. инвалидов – это чуть больше 3% от количества жителей. И увеличение пособий – это лишь одна из возможностей сделать их жизнь более достойной. Но есть еще целый комплекс мер для создания доступной среды для инвалидов. Прежде всего – это обеспечение им доступа к объектам социальной и транспортной инфраструктуры. И если раньше были только просьбы к должностным лицам и предпринимателем, то теперь в административный кодекс введены штрафы за нарушения. И в качестве наказания – внушительные штрафы.

Но эта тема уже была продолжена на заседания межведомственной комиссии по организации и проведению инвентаризации (паспортизации) объектов социальной инфраструктуры на предмет соблюдения доступной среды для инвалидов при акимате города Лисаковска.

Олег ПОЛИВОДА