Народный писатель Казахстана Кабдеш Жумадилов родился 24
апреля 1936 года в Тарбагатайском районе Синьцзян-Уйгурской автономии
(СУАР) Китайской Народной Республики. Творческий путь будущего
писателя начался еще в стенах гимназии, когда его первые стихи и рассказы
были опубликованы в газете «Синьцзян» и в журнале «Шугыла» в Китае.
В 1956 году Кабдеш Жумадилов окончил с отличием гимназию в городе
Чугучак и, по направлению в качестве иностранного студента, он поступает на
филологический факультет Казахского государственного университета в Алма-
Ате. Во время обучения он не только углубляет своё знакомство с
произведениями выдающихся казахских литераторов, но и знакомится с ними
лично.
В 1958 году, когда отношения между СССР и КНР резко ухудшились, его,
окончившего второй курс КазГУ, отозвали обратно в КНР. Перед отбытием он
зашёл попрощаться с Мухтаром Ауэзовым. Великий писатель на прощание
посоветовал молодому литератору не отчаиваться и не унывать. Потому что
жизнь сама иногда уготавливает будущему писателю такие трудности и
испытания, чтобы он закалился и выработал свою жизненную позицию.
В последующие четыре года (1958-1962) Кабдеш Жумадилов c ярлыком
«националиста» и «советского ревизиониста» подвергся различным гонениям в
Китае, прошёл через лагеря трудового перевоспитания, ему было запрещено
заниматься литературной деятельностью. В это время в Китае заработали на
полную мощность механизмы чистки и притеснения национальных меньшинств.
Одним из знаменательных событий в общественной деятельности Кабдеша
Жумадилова в тот период является подготовка и организация массовой
перекочёвки казахов Тарбагатайского района Синьцзяня в СССР. В результате,
весной 1962 года, по различным подсчетам, границу разом перешли более
двухсот тысяч казахов.
Восстановившись и окончив в 1965 году филологический факультет КазГУ,
Кабдеш Жумадилов работал на различных ответственных должностях: в газете
«Қазақ әдебиеті» (1965-1967), в издательстве «Жазушы» (1967-1976), в Комитете
печати (Госкомиздат, 1976-1980). В дальнейшем был занят только творческой
работой.
Помимо сотен статей, затрагивающих острые социально-политические
проблемы, речей и интервью на злобу дня, из-под пера писателя родилось десять
романов, более двадцати повестей и свыше девяноста художественных
рассказов.
Основные сюжетные линии и идеи его произведений затрагивают такие
вопросы, как история и судьба народа, культура, традиции и быт кочевников,
демографическая катастрофа и другие несчастья и бедствия, выпавшие на долю
казахов. Кабдеш Жумадилов первым в литературе поднял тему казахского этноса
за рубежом, обозначив проблему общности исторических судеб казахов.
Поэтому основной темой его произведений стала историческая.
Примечательно, что писатель не торопился садиться за письменный стол, пока не
будут собраны, изучены, проанализированы все необходимые для будущей книги
материалы, пока не будет продумана канва, определены временные и
пространственные рамки повествования. Писал он медленно, не забывая, что его
будут читать специалисты, которые более его могут знать о том времени или о тех
или иных событиях и исторических личностях.
«Долг писателя – оставить правдивый портрет времени, остановить
его, оставить правду о людях того времени будущим читателям», – считает
прозаик.
Для миллионов казахстанцев Кабдеш Жумадилов в первую очередь
известен по таким историческим романам, как «Земля отцов» (1985), «Судьба»
(1988), дилогии «Последнее кочевье» (1974-1981) и «Кабанбай батыр» (1994-
1996). Тема трагической судьбы казахов, оказавшихся вдали от родины,
объединяет первые три романа.
Образцом блистательного владения техникой эпического жанра явился
роман-дилогия «Последнее кочевье». Жизнь казахов Синьцзян-Уйгурского района
Китая, их борьба за выживание, за сохранение национального самосознания,
своей культуры, целостности – тематика поистине драматического произведения.
Первая книга дилогии была написана в 1970-1972 годах, вторая – в 1977-1979
годах. Причиной такого длительного перерыва в написании первого и второго
томов романа послужила нерешительность казахстанских издательств, страх
перед цензурой и некомпетентность высших органов власти в оценке описания
происходивших в соседней стране событий.
Содержание романа настолько смутило издателей, что они послали его
для дачи заключения в Москву, в Институт Дальнего Востока Академии наук
СССР. Эксперты пришли к единодушному согласию, что писатель действительно
владеет тем историческим материалом, которым оперирует, несмотря на то, что
он относится к истории Китая XVIII века, к периоду правления династии Цинь.
Кабдеш Жумадилов долго исследовал и вынашивал сюжет и детали
своего романа-дилогии «Кабанбай батыр». В течение пяти лет (1990-1995) он
изучал архивы и другие источники информации, чтобы добраться до истинных
событий XVII – XVIII веков. Основными персонажами своего романа-эпопеи
Кабдеш Жумадилов выбирает Абылай-хана и полководца Кабанбая, а также всё
окружение ставки – ханов и султанов, батыров и биев, акынов и певцов, и
простого народа. В романе достоверно описывается стремление казахского
народа к свободе, образы всех персонажей связываются с реальными
историческими событиями.
Роман «Земля отцов» повествует о людях интересной и трудной судьбы,
которые в 30-е годы по разным обстоятельствам вынуждены были покинуть
родную землю. Главный герой романа – профессор Акжан Атаханов. Человек,
который тридцать с лишним лет беззаветно служил науке – генетике, сделав
немалый вклад в развитие молодой тогда науки. Поездив по миру и многое
повидав, он сожалеет только о двух вещах: о несостоявшемся личном счастье и о
том, что давно не был на своей родной земле Аршалы. Так уж получилось, что
вдалеке от него вырос сын Арман, а его мать Гульжазира, пожертвовав своей
молодостью, всю жизнь ждала Акжана, который был женат. Более 30-ти лет он не
виделся со своим другом Кайдаром, которого трагическая судьба занесла в Китай.
И только в дни болезни у него буквально открылись глаза, что совсем немного
людей приходили к нему в больницу, его буквально поразила мысль: разве стоило
предавать забвению своих родственников ради науки? И, получив необходимое
лечение, он решает вместе с сыном поехать на родину.
Эта книга о многом – об отношениях людей, о дружбе и предательстве,
подхалимстве и безответственности, добре и прощении. А еще через книгу
проходит судьба не одного человека, а людей, которых навсегда объединила
казахская земля.
«Как вы думаете, зачем нужна нам правда? В первую очередь, она
необходима последующим поколениям для верного понимания пути предков.
Трудно предвосхитить будущее, не зная пути предков», – так рассуждает
главный герой.
Главный герой повести «Одинокая туранга» (1981) – старый учитель,
пенсионер, бывший директор сельской школы Адильгерей. Его единственный сын,
проживая в городе, став учёным, не разделяет страданий отца из-за отсутствия
внуков. Он не видит особой трагедии в том, что у него нет детей, как это
воспринимает его отец. Он принимает за провинциальную отсталость и
старческий каприз доводы отца, который в его бездетности предвидит
завершение их фамильной ветви и даже целую национальную демографическую
катастрофу.
Повесть «Лебеди в западне» (2010) поднимает ещё одну ранее не
затронутую в казахской литературе тему – горькую участь ни в чём не повинных
женщин, жён и родственниц так называемых «врагов народа», сосланных во
времена сталинских чисток и репрессий в АЛЖИР – Акмолинский лагерь жён
изменников родины. Хоть главные героини повести и казашки – жёны
репрессированных деятелей Казахстана, автор описывает всю глобальность
ужасов репрессий на государственном уровне и призывает общество не забывать
об этих кошмарных, трагических событиях, нигде и никогда прежде не имевших
место быть в истории человечества.
Не обошло писателя стороной и государственное признание. Его труды
отмечены: Государственной премией Казахской ССР им. Абая (1990); почетным
званием «Народный писатель Казахстана» (1998); орденом «Парасат» (орденом
Благородства) (2005); орденом «Барыс» 2 степени (2018).
Известный казахстанский писатель Аким Тарази сказал: «Кабдеш
Жумадилов – выдающийся писатель своего времени. Он родился вдали от
родины предков. Однако, несмотря на это, вернувшись на родную землю, смог
создать уникальные по содержанию произведения, посвященные казахской
истории, казахским героям, казахскому народу. Все они являются бесценными
историческими документами».
Произведения Кабдеша Жумадилова на казахском и русском языках
имеются в библиотеках Лисаковска.
Светлана ПОЛИВОДА