Читай, город

Владимир Максимов

О жизни Владимира Максимова (настоящее его имя Лев Алексеевич Самсонов) можно написать приключенческий роман. Он родился в семье рабочего, пропавшего без вести на фронте в 1941 году. По другой версии, отец Владимира Максимова был репрессирован в тридцатых годах как троцкист – будущий писатель и был назван в честь Троцкого.

После гибели отца Владимир Максимов убежал из дома, беспризорничал, работал на опытных контрабандистов, воровал, воспитывался в детских домах и колониях для малолетних преступников, откуда постоянно совершал побеги в Сибирь, Среднюю Азию, Закавказье. Был осужден по уголовным статьям и провел несколько лет в лагерях и ссылке…

Впрочем, такая книга и была написана самим же Максимовым – «Прощание из ниоткуда». Но если первая часть этой автобиографической повести – скитания по миру юного героя, то вторая – «приключения» в Союзе писателей. Тоже, кстати, достаточно увлекательно.

Но первое значительное произведение писателя – повесть «Мы обживаем землю». Без «приключений» и здесь не обошлось: она была опубликована в альманахе «Тарусские страницы» в 1961 году. Этот альманах вышел по инициативе тогдашнего сотрудника Калужского книжного издательства Николая Панченко, предложившего включить туда лучшие произведения, не принятые центральными журналами и издательствами.

А публикация книги без предварительной цензуры в Москве означала выход за пределы, дозволенные Оттепелью. Хотя сборник не содержал никакой критики советской жизни, издание его было признано ошибкой на уровне ЦК КПСС, главный редактор издательства уволен, директор получил строгий выговор…

Выпуск тиража был остановлен, уже выпущенные экземпляры изъяты из библиотек. Последующие выпуски альманаха (планировалось выпускать по одному в 2-3 года) не состоялись.

В 1962 году в журнале «Октябрь» напечатана повесть Максимова «Жив человек». Критики в целом приняли ее благосклонно, отмечая, что в ней писатель продолжает свою основную тему — «тему духовного прозрения, крутого и коренного переворота в душе героя, который, пройдя тяжкие испытания, убеждается, что люди лучше, красивее, мужественнее и благороднее, чем он о них думал… глядит на нас сама правда жизни, бесстрашно схваченная, глубоко понятая и нам въявь показанная. Поэтому и прозрение героя становится убедительным, как сама действительность».

По этой повести в Московском Художественном театре был поставлен спектакль.

Первые повести Владимира Максимова «Мы обживаем землю», «Жив человек», «Дорога», «Стань за черту», «Баллада о Савве» посвящены проблемам нравственного и гражданского становления личности в обществе. Герои этих повестей – люди сложных и нелегких судеб, – попадая в обстоятельства, чрезвычайно для них неблагоприятные, находят в себе силы подняться выше своих личных бед и обид.

В 1963 году Максимов был принят в Союз советских писателей, а чуть позже стал членом редколлегии журнала «Октябрь».

В 1973 году был написан, может быть, лучший роман Владимира Максимова «Семь дней творения». Не принятый ни одним издательством, он широко ходил в самиздате.

Роман посвящен истории рабочей семьи Лашковых. Книга состоит из семи частей, каждая из которых называется по дням недели и рассказывает об одном из Лашковых.

В центре этого романа – образ старого коммуниста Петра Лашкова, человека идейного, партийного и непримиримого. Но тем ли идеалам он служил? В старости он вспомнил одну историю: как-то раз в юности во время волнений в депо, когда на площади была перестрелка, Лашков ползком добрался до разбитой витрины в лавке купца Туркова. Ему не давал покоя янтарный окорок, красовавшийся за стеклом. И когда парень, рискуя жизнью, достиг заветного окна, оказалось, что в его руках картонный муляж…

Бездумное экспериментаторство над Россией привело Петра Лашкова к безрадостным жизненным итогам. И когда его внук Вадим спрашивает у своего деда: «Может, в том наша судьба, лашковская, изойти с этой земли совсем, чтобы другим было неповадно кровью баловаться?» – тому нечего ответить.

Роман заканчивается последней, седьмой частью, состоящей из одной фразы: «И наступил седьмой день – день надежды и воскресения…»

Роман «Семь дней творения» принес Максимову мировую известность. В проповедническом пафосе жесткой прозы писателя, в глубоких раздумьях о судьбах России, в сострадании к человеку критики увидели продолжение традиций Ф. М. Достоевского.

Но есть у Максимова одна интересная фраза о Достоевском: «А может, лучше было бы, чтоб Достоевский был у швейцарцев? А у нас взамен чтоб была нормальная жизнь».

Не был напечатан и тоже ходил в самиздате еще один роман Владимира Максимова – «Карантин». Двое людей в поезде, остановленном в степи из-за эпидемии холеры, ищут друг в друге, а затем и в Спасителе опору для духовного возрождения и выхода из круга бесцельного и греховного существования.

Оба эти романа Максимов опубликовал на Западе, за что в 1973 году был исключен из Союза писателей и помещен в психиатрическую клинику. В 1974 году он эмигрировал во Францию, а в 1975-м был лишен советского гражданства.

В Париже Максимов основал журнал «Континент». Вокруг издания собрались силы эмиграции «третьей волны»: А. И. Солженицын и А. А. Галич; среди членов редколлегии журнала — В. П. Некрасов, И. А. Бродский, Э. И. Неизвестный, А. Д. Сахаров, называвший Максимова «человеком бескомпромиссной внутренней честности».

Естественно, за границей Владимир Максимов не только редактирует журнал, но и продолжает писать. В эмиграции написаны «Ковчег для незваных», «Прощание из ниоткуда», «Заглянуть в бездну», «Кочеванье до смерти», а также пьесы «Кто боится Рэя Брэдбери?», «Берлин на исходе ночи», «Там, вдали за рекой…», «Где тебя ждут, ангел?», «Борск – станция пограничная».

В центре романа «Ковчег для незваных» – семья Самохиных, направляющаяся на Курильские острова. Отгремела война, и люди задумываются над своим завтрашним днем. И вот, кто с насиженных мест, а кто и с обагренных кровью развалин, с пепелищ, двинулись люди на новые земли. Тащится эшелон по бесконечным российским просторам, и не знают люди, что едут они навстречу своей гибели – навстречу страшному стихийному бедствию цунами.

Одно из значительных художественных открытий Максимова в этом романе – образ Сталина. Автор показывает Сталина трояко: изнутри, через размышления, в различных сюжетных ситуациях, в оценках повествователя.

Образ русского адмирала Александра Васильевича Колчака создан в романе «Заглянуть в бездну». Обилие переполнявшего писателя документального материала привело к созданию произведения оригинального жанра, со многими документальными вставками, письмами, документами и воспоминаниями…

В 1992-1995 гг., находясь в эмиграции, Владимир Максимов регулярно публиковался в газете «Правда» с большими публицистическими очерками, в которых критиковал реформы Б. Н. Ельцина.

Олег ПОЛИВОДА

Фото из интернета