Читай, город

Тур Хейердал

Я люблю читать книги о путешественниках и путешествиях. Вот и книги Тура Хейердала читал с большим интересом

 

Олег ПОЛИВОДА

Фото из интернета

 

Тур Хейердал – норвежский археолог, путешественник и писатель. Мировую известность ему принесли его путешествия на плавательных средствах, скажем так, кустарного производства и сомнительного качества. А ведь Тур Хейердал не по рекам плавал, а по океанам!

Самое интересное, что в детстве Тур Хейердал страшно боялся воды, потому что дважды чуть не утонул. Как он сам вспоминал впоследствии, если бы лет в 17 ему кто-нибудь сказал, что он будет плавать по океану на утлой лодчонке по нескольку месяцев, он счел бы того человека безумным. Расстаться с этой боязнью он смог только в 22 года, когда, случайно упав в реку, нашел в себе силы выплыть самостоятельно.

А начались его экспедиции с того, что в 1937 году Тур и его жена Лив решили уйти от цивилизации и поселиться на одном из отдаленных островов. Один месяц они провели в доме таитянского вождя, где постигали науку выживания в естественных условиях. Затем переехали на изолированный остров Фату-Хива (один из группы Маркизских островов), где провели целый год в отрыве от цивилизации.

Молодым людям казалось, что они смогут прожить в условиях девственно нетронутой природы, подобно Адаму и Еве, без особых сложностей. Однако со временем у Лив и у Тура стали появляться на ногах кровоточащие язвы, им необходимо было срочно показаться врачу, который, к счастью, нашелся на соседнем острове. Вылечившись, молодые люди возвратились на Фату-Хива, но через некоторое время, чувствуя растущую неприязнь со стороны местного населения, были вынуждены вернуться на родину.

Об этом путешествии Тур Хейердал написал свою первую книгу – «В поисках рая» (1938). Несколько позже, уже прославившись своими другими путешествиями и работами в иных областях, Хейердал опубликовал новый вариант книги под названием «Фату-Хива». Читается взахлеб, потому что Тур Хейердал – отличный писатель.

Именно на этом острове Тур Хейердал нашел доказательства того, что задолго до Колумба на Полинезии побывали люди из Южной Америки. Огромные расстояния, между прочим!

Но эту теорию еще требовалось доказать. И главный вопрос: а на чем могли плавать древние люди?

И Тур Хейердал нашел ответ на него. В 1947 году он и еще пятеро путешественников прибыли в Перу, где из бальсового дерева и других природных материалов построили плот, который они назвали «Кон-Тики».

Они вышли в Тихий океан 28 апреля, а 7 августа, на 102-й день мореплавания, их плот, преодолевший 4300 морских миль (8000 км), прибило к рифам атолла Рароиа островов Туамоту.

Многие наверняка знают путешественника Федора Конюхова, который тоже пересекал океан – причем, в одиночку и на весельной лодке. Грандиозное событие, разумеется. Но эта лодка, во-первых, была построена по специальному проекту. И, во-вторых, у Конюхова была современная связь: ему постоянно сообщали, в каком месте океана зарождается шторм и как это место лучше всего обойти. А у Тура Хейердала такой связи не было. Кроме того, никто не знал, как поведет себя в океане плот. И на своевременную помощь вряд ли приходилось рассчитывать.

В книге Хейердала «Путешествие на «Кон-Тики», написанной после возвращения домой, есть такой эпизод: один из путешественников отколол от плота кусочек дерева и бросил его в воду. И этот кусочек камнем пошел на дно. Не самые приятные ощущения!

К слову, книга Тура Хейердала «Кон-Тики» переведена на 66 языков мира. Документальный фильм об экспедиции, снятый Хейердалом и его спутниками во время плавания, получил в 1952 году премию «Оскар» за лучший документальный полнометражный фильм.

В 1955-1956 годах Хейердал организовал Норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи. В книге «Остров Пасхи: разгаданная тайна» Хейердал предложил более детализированную теорию истории острова. Основываясь на местных свидетельствах и археологических исследованиях, он высказал утверждение о том, что остров в самом начале был заселен «длинноухими» из Южной Америки, а «короткоухие» прибыли туда из Полинезии лишь в середине XVI века; они могли попасть на остров самостоятельно, или, возможно, были привезены в качестве рабочей силы.

В 1969 и 1970 годах Тур Хейердал построил две лодки из папируса и попытался пересечь Атлантический океан, выбрав отправной точкой своего плавания берег Марокко в Африке.

Правда, первая лодка, названная «Ра», по прошествии нескольких недель стала сгибаться из-за конструктивных недостатков и погружаться кормой в воду, но плавание продолжалось. В конце концов, когда до американского берега оставалось несколько сотен километров, лодка разломилась на части, а команда была вынуждена оставить судно.

Но уже н на следующий год другая лодка, «Ра-II», доработанная с учетом опыта предыдущего плавания, отправилась в новое плавание. На этот раз путешествие закончилось полным успехом — лодка достигла Барбадоса, продемонстрировав тем самым, что древние мореплаватели из Африки могли совершать путешествия в Новый Свет. Так что, по мнению Хейердала, египетские пирамиды и пирамиды Южной Америки могли быть построены представителями одной и той же цивилизации.

Об этих экспедициях Туром Хейердалом была написана книга «Экспедиции на „Ра“» и создан документальный фильм. Можно добавить, что в этих двух экспедициях участвовал и врач из СССР, а впоследствии ведущий телепередачи «Клуб кинопутешествий» Юрий Сенкевич.

В 1977 году Тур Хейердал построил еще одну тростниковую лодку, «Тигрис», задачей которой было продемонстрировать, что между Месопотамией и Индской цивилизацией в лице современного Пакистана могли существовать торговые и миграционные контакты. «Тигрис» был построен в Ираке и отправился в плавание с международным экипажем из 11 человек на борту через Персидский залив в Пакистан, а оттуда к Красному морю. По прошествии примерно пяти месяцев плавания «Тигрис», сохранявший свои мореходные качества, был сожжен в Джибути 3 апреля 1978 года в знак протеста против войн, разгоревшихся в районе Красного моря и Африканского Рога.

Можно сказать и о других проектах Тура Хейердала. В 1983-1984 годах он обследовал курганы, найденные на Мальдивских островах в Индийском океане. Там он обнаружил фундаменты и дворы, ориентированные на восток, а также скульптуры бородатых мореплавателей с продолговатыми ушными мочками («длинноухих»). И те, и другие археологические находки согласуются с теорией о цивилизации мореходов, происходивших из современной Шри-Ланки, которая заселила Мальдивы и оказала влияние или даже основала древнюю культуру Южной Америки и острова Пасхи. Открытия Хейердала детально изложены в его книге «Мальдивская загадка».

В 1991 году Хейердал исследовал пирамиды Гуимар на острове Тенерифе и объявил, что они не могут быть просто горами булыжников, а действительно являются пирамидами. Он также выступил с мнением об астрономической ориентации пирамид. Хейердал выдвинул теорию, по которой Канарские острова в древности были перевалочным пунктом на пути между Америкой и Средиземноморьем.

О последнем проекте Хейердала рассказывается в его книге «В погоне за Одином. По следам нашего прошлого». В 2000 году Хейердалом были начаты раскопки в Азове Ростовской области. Он пытался отыскать следы древней цивилизации Асгарда. В этой книге Тур Хейердал основывал свои доводы на сходстве имен в норвежской мифологии и географических названий черноморского региона, – например, Азов и асы, удины и Один, Тюр и Турция. Хейердал был убежден, что норвежцы и другие скандинавы могут, в частности, проследить свои корни из современного Азербайджана.

Несмотря на то, что большинство его работ вызывали полемику в научных кругах, Тур Хейердал поднял общественный интерес к древней истории и достижениям различных культур и народов во всем мире. Он также показал, что дальние путешествия через океан были технически возможными для человека эпохи неолита.