Правило, которое так часто забывают
Олег ПОЛИВОДА
Сколько раз я писал о телефонных мошенниках, предупреждал людей о разнообразных трюках, но недавно сам едва не стал их жертвой! И, прежде всего, из-за своей невнимательности.
Началось с того, что мне позвонили на мобильный телефон, человек представился менеджером компании Beeline.
-«Вы собираетесь дальше пользоваться этим номером телефона?» — спросил он.
-«Разумеется!»
-«Тогда Вам надо это подтвердить!»
Я не понял: «Что значит – подтвердить? Я ведь от него не отказывался».
«У нас новые правила: теперь каждый год надо подтверждать свой номер телефона, — объяснил мой собеседник. – Сейчас Вам на телефон придет код из четырех цифр. Сообщите его мне, потом перегрузите телефон – и сможете пользоваться номером дальше».
Меня это тоже удивило: а зачем код? Одного моего слова недостаточно?
Но, впрочем, я не придал этому большого значения. Что можно сделать по коду, который сами же мне и прислали? Так что со спокойной душой я сообщил «менеджеру» код.
А затем был второй звонок. Мой собеседник представился сотрудником службы безопасности ForteBank.
«Олег Михайлович, я знаю, что вы живете в Лисаковске, но сейчас из Шымкента зашли в ваш личный кабинет. Это были вы?» — спросил он.
Я ему ответил, что у меня нет никакого личного кабинета в ForteBank. Он же заявил, что с сегодняшнего дня этот кабинет открыт.
И от его слов за версту несло мошенничеством. Поэтому разговаривать с человеком я не стал.
Через некоторое время я связал первый звонок со вторым и сильно забеспокоился. Есть немало микрокредитных организаций, которые легко раздают деньги. А не оформили ли мошенники на меня миллионный кредит из-за того, что я неосторожно им сообщил присланный мне код?
Я сразу не обратил внимание на то, откуда мне звонили – и это была моя первая ошибка! А когда посмотрел, мысленно обругал себя за беспечность: оказывается, оба звонка были не с казахстанских, а с российских номеров!
Потом я посмотрел, кто именно прислал мне код. И мое беспокойство усилилось, потому что прислала его не компания Beeline! А ForteMarket! Это фирма, которая занимается онлайн-продажами, в том числе в рассрочку и в кредит.
Не обратив на это внимание, я допустил вторую и, возможно, роковую ошибку!
Вскоре с работы вернулась моя жена и включилась в расследование. Она гораздо лучше меня разбирается в Интернете.
Прежде всего, она позвонила в службу поддержки компании Beeline. Там ей ответили, что никому не звонят и никакого подтверждения номеров не требуют.
Стало как-то очень тревожно. Да какая там тревога – это была практически паника! Я уже воочию представлял, как погашаю кредит, оформленный на мое имя. Или же оплачиваю чужие покупки.
Затем жена позвонила в службу поддержки ForteMarket. Ее успокоили: никто товаров на мое имя не заказывал. О том же ей сказали и в ForteBank: кредит не оформлялся. И в ForteMarket, и в ForteBank также заверили, что одного кода недостаточно, чтобы купить товары или оформить кредит.
Видимо, потому мошенники и позвонили мне второй раз: требовалось, чтобы я сделал какие-то дальнейшие шаги. Я их не сделал. Это меня и спасло. Во всяком случае, я очень надеюсь, что спасло. Все-таки этот четырехзначный код не дает мне покоя.
А во всех службах поддержки мне порекомендовали заблокировать номера, с которых мне звонили. Хотя, думаю, это ничего не изменит: номеров телефонов у мошенников много.
Но ведь какие виртуозы! Повестись на подобную разводку может даже тот, кто наслышан о телефонных мошенниках!
А потому самый надежный вариант: никогда не разговаривайте с неизвестными! Не отвечайте, если вам звонят с незнакомого номера!