Отчеты на оперативном совещании

Впереди, но не во всем

На еженедельном оперативном совещании руководитель отдела образования Елена Бурдыка рассказала о ходе реализации в г.Лисаковске государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 гг.

Как сообщила Елена Александровна, данная Программа представляет собой комплекс мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании, технологиях образования и воспитания, а также системе управления.

В соответствии с планом мероприятий по реализации Госпрограммы, отделом и организациями образования г.Лисаковска реализуются 3 целевых индикатора и 23 показателя.

По состоянию на 1 сентября 2018 г. по городу исполнено 18 показателей госпрограммы (78,3%). Так, в сфере дошкольного воспитания и обучения исполнено плановое значение целевого индикатора «Доля детей 3-6 лет, охваченных дошкольным воспитанием и обучением по обновленному содержанию», который составляет 100% при областном показателе 98,2% (РК – 95%).

Значительно превышает областное значение показатель «Доля  дошкольных организаций с полным днем пребывания» – 100% (область – 62,1%, РК – 83%).

Выше областного и республиканского значений показатель «Доля дошкольных организаций, создавших условия для воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями», который составил 50% (область – 41%, РК – 20%): в 4 детских садах из 8 созданы равные условия и безбарьерный доступ для детей указанной категории (д/с «Балакай», д/с «Балапан», д/с «Болашак», д/с «Нурлы Жол»).

Не менее важный показатель, обеспечивающий качество дошкольного образования, – «Доля детей 5-6 лет с высоким и средним уровнями умений и навыков в соответствии с системой индикаторов развития». Данный показатель в текущем году достиг реализации 76,8% (область – 72% , РК – 70%).

В сфере среднего образования ряд показателей также превышают республиканские.

Значительным фактором, обеспечивающим достижение всех образовательных задач, является высокий профессионализм педагога. На сегодняшний день одним из его индикаторов является квалификационная категория.  На 2018 год показатель «Доли педагогических работников с высшей и первой квалификационной категорией от общего количества педагогов»  фактически достиг 54,2% (область – 53,2%, РК – 53%). Для достижения данного показателя была активизирована работа городской аттестационной комиссии по рассмотрению кандидатур на присвоение высшей и первой категорий. По итогам аттестации из 336 педагогов города 182 имеют первую и высшую категории.

В городе принимаются меры по привлечению молодых специалистов. Показатель «Доля молодых педагогических работников от общего количества педагогов»  составила 10,4% (обл. – 4,1%, РК – 3,2%).

Необходимо отметить положительную работу организаций образования по созданию условий для инклюзивного образования. Доля школ, создавших такие условия, составила – 87,5%. Это выше среднереспубликанского показателя на 27,5% (область – 83%).

Выполняя программу информатизации образования, на сегодняшний день «Доля школ, применяющих ИКТ (электронные журналы и дневники) в образовательном процессе» – 100% (область – 100%, РК – 85%). «Доля школ, обеспеченных широкополосным интернетом (4 мбит/сек и более)», составляет 87,5% (область – 66%, РК – 85%).

Сегодня важным условием является открытость работы учреждений, где большую роль играют Попечительские советы как одна из форм самоуправления, доля которых должна составлять в текущем году 92,1%. В г.Лисаковске доля школ, создавших Попечительские советы, составляет 100% (область – 92,1%, РК – 96%).  «Теперь наша дальнейшая задача – поддерживать и совершенствовать формы инициативного участия родителей в управлении развитием школы», – подчеркнула Елена Бурдыка.

Следующей немаловажной задачей государственной программы является формирование у школьников духовно-нравственных ценностей в рамках модернизации общественного сознания и  развитие системы воспитания подрастающего поколения. Широкий спектр внешкольных организаций образования города, создание достаточного количества кружков художественного и музыкального творчества, спортивных секций в школах, активная деятельность детских общественных организаций позволили довести охват детей дополнительным образованием до 92% (область – 78,2%, РК – 79%).

Охвачены спортивными секциями в общеобразовательных школах 42% учеников (область – 47,2%, РК – 36%), детско-юношеским движением «Жас ұлан», «Жас қыран» – 80% (область – 72,4% , РК – 64%), приняли участие в мероприятиях в рамках реализации подпрограммы «Тәрбие және бiлiм» 90% учащихся (область – 90%, РК – 80%).

Одним из показателей качества образования является внешняя оценка учебных достижений (ВОУД).  В 2018 году средний балл ВОУД учащихся 4 классов города составил 17,3, что ниже областного результата на 1,6 баллов  (областной – 18,98, РК – 23).  Учащиеся 9 классов получили средний балл 31,4, что также ниже областного и республиканского показателей (областной – 34,76, РК – 58). И только результат внешней оценки учащихся 11 классов превысил плановые показатели и составил 62,9 (область – 54,61, РК – 48).

«В дошкольных организациях города трудится 191 педагог, из них имеют специальное дошкольное образование лишь 28,4% воспитателей, что является недопустимо низким показателем (область – 55,1%, РК – 45,7%), – подчеркнула Елена Бурдыка. – В этой связи главной задачей отдела и организаций дошкольного образования является продолжение работы по переподготовке педагогических кадров, не имеющих профильного дошкольного образования, привлечению молодых специалистов с дошкольных факультетов средне-специальных и высших учебных заведений».

Аким города Алмат Исмагулов рекомендовал для достижения результатов и показателей применять систему ротации кадров между учреждениями образования. Немаловажным фактом, по словам главы Лисаковска, для эффективной работы и повышения престижа профессии должно стать грядущее повышение минимальной заработной платы, которую сейчас получает некоторая часть сотрудников учреждений образования.

Максим СУШКО